Найти тему
НУАР-NOIR

Несовершеннолетняя Орнелла Мути как «игрушка мафии»

-2

«Гордость и предубеждение в мафиозном стиле» - именно так можно охарактеризовать ленту 1970 года «Самая красивая жена», которая стала дебютным проектом для юной Орнеллы Мути, которой на момент съемок исполнилось лишь пятнадцать лет.

Сразу же отметим, что девочке весьма посчастливилось с её дебютной ролью, так как она оказалась в кинокартине (да ещё в главной роли) у одного из сильнейших итальянских режиссеров – Дамиано Дамиани. Более того, юной актрисе очень повезло с невольными ассоциациями, поскольку «Самая красивая жена» воспринималась как продолжение фильма «Сова появляется днем»

А это заставляло видеть в юной Орнеллле Мути некую подростковую проекцию мега-культовой актрисы Клаудии Кардинале, которая как раз держала на себе «день совы». Есть даже некоторая перекличка между образами – героини оказываются единственными, кто в сицилийской глуши решается бросить вызов мафиозному семейству.

Не знаю, что именно плохого сделала мафия Дамиани, но он вцепился в эту тему подобно неподкупному прокурору. При этом его криминальные фильмы лишены какого-либо намёка на т.н. «уголовную романтику», так как зрителю предложено тяжелое и безрадостное действие («Признание комиссара полиции», «Связь через пиццерию», «Человек на коленях» и т.д.).

В «Самой красивой жене» сюжет вращается не столько вокруг судьбы девочки-подростка Франчески, сколько вокруг тщетных попыток самоутверждения молодого мафиози Вито, который в своих повадках пытается походить на героев Алена Делона. Он сидит и курит за столиком в кафе как «крутой парень», демонстрирует свою кобуру в качестве угрозы как «крутой парень», перемахивает через забор как «крутой парень».

А ещё перед тем, как на некоторое время отбыть в тюрьму контролировавший округу «дон Антонио» завещал молодому Вито, мол, тебе надо жениться. Причем желательно на девушке из бедной семьи. И Вито для того, чтобы походить на «крутого парня», решил выполнить этот наказ.

И его выбор пал на Франческу, чья семья очень сильно пострадала от землетрясения, а потому вынуждена жить в амбре, а сама девочка подрабатывает вышивкой. Впрочем, она не слишком-то рада ухаживаниям не просто заносчивого, но высокомерного юноши, который при каждом удобном случае «тыкает ей в нос» её же бедностью.

Так сказать, нашла коса на камень. И Франческа отказывает богатому, криминальному молодому человеку, что порождает насмешники над ним, дескать, «тебя бросила беднячка из сарая». Для ищущего самоутверждения в обществе начинающего бандита это просто невыносимо.

А потому он похищает девушку, предполагая, что обесчещенная гордячка в этих условиях точно согласится на брак («Кому она теперь такая нужна?») Однако Франческа дает ассиметричный ответ – она пишет заявление в полицию, чем вызывает суеверный ужас у всей округи и близких.

Кадр из фильма «Самая красивая жена» (1970)
Кадр из фильма «Самая красивая жена» (1970)

Бросить вызов мафии в глубинке – это же смерти подобно. В итоге вокруг героини юной Орнеллы Мути возникает «вакуум». Все сторонятся её, все боятся общаться с ней, опасаясь за свою жизнь. В итоге сюжет превращается в историю психологической дуэли двух характеров.

Кадр из фильма «Самая красивая жена» (1970)
Кадр из фильма «Самая красивая жена» (1970)

Однако у сугубо личного происшествия могут быть далеко не приватные последствия. Во-первых, дон Антонио даже из тюрьмы следит за происходящим в городке. Нужен ли ему подручный, который не может справиться с какой-то девчонкой? Во-вторых, интерес к этому происшествию стали проявлять конкурирующие криминальные структуры.

Кадр из фильма «Самая красивая жена» (1970)
Кадр из фильма «Самая красивая жена» (1970)

Как результат: мелкое событие способно вызвать настоящую лавину, напоминая хлопок ладонями в «гулких горных вершинах». Или же неуплаченные налоги, что были в состоянии похоронить «криминального короля Чикаго» - Аль Капоне.