Ну что, пускаем снова в ход тяжелую артиллерию? Казанский вокзал столицы. Вчера на канале был опрос о том, как Вы думаете, с какого вокзала отправлялось больше поездов дальнего следования: с Курского или с Казанского. Курский мы уже посмотрели. И там (после добавления поезда в Нальчик, который я сначала пропустил), оказалось 57 пар. Скажу честно - я поставил на Казанский вокзал. Я искренне за то, чтобы он выиграл в этом соревновании. Просто он мне ближе, я много-много раз с него уезжал. Ну и, конечно, он мне гораздо больше нравится чисто внешне. Может быть Курский удобнее, хотя когда я в последний раз приезжал сюда на Сапсане, то удобным он мне вот совсем не показался.
Итак, Казанский вокзал.
00:04 - сутки открывались отправлением летнего поезда № 320 в Андижан. Вспоминали мы на канале уже как-то это направление;
00:15 - ежедневно отправлялся № 44 на Оренбург;
00:34 - отправлялся № 78 на Нерюнгри. Я его потом с этим номером помню исключительно на маршруте Новосибирск-Нерюнгри. Как-то даже ехал им из Читы. Странно, но в это же время указывается и № 76 на Тынду;
00:24 - отправлялся поезд № 98 на Самарканд;
00:44 - в это время отправлялся № 214 на Кустанай;
03:30 - утреннее (если можно половину четвертого считать утром) окно прибытия открывал поезд из Соликамска. № 503. Сезонный по четным;
03:40 - прибывал № 305 из Саранск. Ну, пожалуй, это самое неудобное время из всех. Очень рано;
04:05 - прибывал поезд № 233 из Набережных Челнов. Рановато, конечно, но можно было полюбоваться Комсомольской площадью на восходе;
04:18 - отправлялся сезонный поезд № 84 в Алма-Ату. Ну как-то негуманно, если честно. В сезон он был ежедневным;
04:25 - прибывал № 661 со станции Сергач;
04:26 - по дням уходил № 546 на Новокузнецк. Не жаловали, конечно, удобным графиком 500-е даже при отправлении из Москвы;
04:35 - прибывал поезд из Вернадовки. Ежедневный!!! Конечно, рановато, но представьте себя жителем этого населенного пункта: я бы очень гордился, что от нас есть свой поезд в Москву, да еще и на прекрасный Казанский вокзал. А Яндекс его фото дает еще и в достаточно красивом синем цвете. Неужели действительно был такой? Кто в курсе - буду рад комментарию;
04:40 - прибывал ежедневный поезд из Новокузнецка. № 31;
04:45 - прибывал № 85 из Ташкента. Ежедневный и круглогодичный;
04:55 - прибывал № 607 из Ряжска. Такие небольшие города (станция, конечно, знаковая), но имели свои поезда в Москву;
05:08 - прибывал № 93 из Магнитогорска;
05:15 - прибывал № 23 из Душанбе. Я помню, как в 1984 году наш "Байкал" тоже прибывал в Москву очень рано. И мы перешли на Казанский вокзал, чтобы не электричке поехать в Малаховку. И вот там было это какое-то сумасшедшее движение носильщиков с тележками именно от поезда из Душанбе. Прямо врезалось в память;
05:26 - прибывал № 69 из Нижнего Тагила. И он тоже был ежедневным и круглогодичным;
05:36 - прибывал ежедневный № 33 из Андижана. Ну в принципе нормальное время. Пока вышел из вагон, прошел платформу, уже и метро открылось;
05:45 - прибывал летний поезд № 55 из Красноярска;
05:50 - прибывал № 605 из Земетчино. И он тоже был ежедневным!;
05:54 - прибывал № 41 из Саранска. Ежедневный. Ну какая-то фантастическая плотность на прибытие в этом интервале. Каждый 4-5 минут;
06:04 - прибывал фирменный №11 из столицы Туркмении - Ашхабада. Я помню, как в каком-то классе поставил в тупик своим вопросом учительницу по географии (она у нас была очень хорошая, кстати). Вопрос был у меня такой: почему Казахстан, Узбекистан, Таджикистан, но Киргизия и Туркмения (тогда вот мы Туркменистан как-то не говорили);
06:10 - прибывал № 13 из Челябинска. "Южный Урал";
06:17 - прибывал № 53 из Чебоксар;
06:28 - прибывал № 623 из Первомайска;
06:35 - прибывала "девятка" из Куйбышева;
06:52 - прибывал № 25 из Новосибирска;
06:53 - а вот и поезд, который уходил в направлении Краснодарского края. собственно в Краснодар. № 348;
07:29 - по четным по особому назначению уходил № 514 во Фрунзе;
08:00 - отправлялся № 504 на Соликамск. Следовал он по четным дням и не весь год;
09:01 - прибывал поезд из Йошкар-Олы. № 57. Еще один фирменный по названию АССР - "Марий Эл";
09:09 - прибывал № 191 из Орска. Круглый ход и ежедневно;
09:10 - отправлялся летний № 176 на Красноярск;
09:12 - прибывал № 21 из Ульяновска. И был он ежедневным. Назывался незамысловато - "Ульяновск". Я думал, что назовут в честь Ленина. Впрочем, Ульяновск тоже в честь этой фамилии;
09:20 - отправлялся № 234 на Набережные Челны;
09:30 - прибывал № 51 из Пензы. Следовал он ежедневно;
09:38 - прибывал № 77 из Нерюнгри. Ежедневный!;
09:42 - прибывал № 39 из Уфы. И тоже ежедневный - "Башкирия";
09:45 - отправлялся первый за сутки на Караганду. Да он был только летний. И ходил лишь 3 раза в неделю;
09:50 - прибывал ежедневный поезд из Перми. № 61;
10:00 - отправлялся № 558 в Курган. Но только по нечетным;
10:16 - прибывал № 225 из Серова. Причем и этот состав стоял в Москве очень недолго - 3,5 часа. Пока я меньшего вроде не встречал;
10:20 - прибывал № 603 из Рязани. Наверное, это самый коротки маршрут поезда из всех, следующих на Казанский вокзал;
10:27 - прибывал ежедневный № 29 из Кемерово;
10:37 - прибывал № 15 из Свердловска. Чуть поздновато для командированных, но само то для остальных. Вышел, добрался до гостиницы - и заселение;
10:45 - прибывал "Татарстан" из столицы республики. № 28;
10:57 - прибывал № 45 из Куйбышева;
11:06 - прибывал № 49 из Ижевска. Он был ежедневным и круглогодичным. И назывался тогда "Удмуртия";
11:20 - прибывал № 35 из Барнаула. Были на канале обзорные статьи и про Барнаул, и про Бийск;
11:25 - ежедневно прибывал № 81 из Нового Уренгоя;
12:03 - отправлялся поезд № 86 на Ташкент;
12:14 - отправлялся № 32 на Новокузнецк. И был он ежедневным и всесезонным;
12:30 - отправлялся № 336 в Ростов-на-Дону. Это сейчас почти все в этом направлении идут именно с Казанского вокзала. А в те годы это была редкость. И этот поезд был даже не ежедневным;
12:43 - отправлялся сезонный № 306 в Саранск. и в одном графике с ним ходил летний же в Чебоксары. № 308;
12:53 - отправлялся № 50 на Нижний Тагил;
13:09 - прибывал ежедневный поезд из Караганды - № 219. Причем посмотрите на пару строчек вниз. Ну вряд ли эже этот же состав отправлялся в 13:22, а значит стоял он в Москве долго. Ну или отправляли его куда-нибудь неподалеку;
13:12 - отправлялся летний № 56 в Красноярск;
13:16 - прибывал поезд со станции Жигулевское море. № 65. Ежедневный и круглогодичный;
13:22 - отправлялся ежедневный поезд на Караганду. № 220;
13:30 - прибывал поезд из города первого цирка в стране - из Пензы. Этот поезд был сезонным, следовал по четным. № 171;
13:31 - отправлялся ежедневный № 94 на Магнитогорск;
13:44 - отправлялся № 226 в Серова. Еще один с Урала;
13:45 - прибывал № 67 из Абакана. Путешественники, уставшие после многодневного путешествия, оказывались на Комсомольской площади наконец-то;
13:56 - отправлялся ежедневный поезд № 34 в Андижан;
13:57 - прибывал фирменный № 47 из Омска;
14:10 - отправлялся № 26 на Новосибирск;
14:20 - по четным прибывал № 73 их Павлодара;
14:28 - отправлялся ежедневный № 24 в Душанбе. Ну прямо какое-то окно для отправления поездов в Среднюю Азию;
14:30 - череду отправляющихся поездов разбавлял прибывающий № 5 из Ташкента. "Узбекистан";
14:38 - прибывал № 19 из Ростова-на-Дону. Красивецший «Тихий Дон». Ну да я о нем уже отдельно писал;
14:41 - отправлялся ежедневный № 192 на Орск;
14:52 - отправлялся № 58 в Йошкар-Олу.
15:05 - прибывал поезд из Барнаула (не фирменный) (в отдельные дни он следовал из Бийска). № 195/547;
15:17 - прибывал № 17 из Фрунзе. Символично получилось. Еще лучше было бы если бы в 17:17. Он был ежедневным;
15:32 - прибывал еще один поезд из Ижевска - № 381. Ну или из Казани, если по четным;
15:34 - уходил поезд № 54 на Чебоксары. И следовал он ежедневно. Фирменный поезд "Чувашия";
15:38 - прибывал фирменный № 7 из Алма-Аты. "Казахстан", конечно, как же ему еще называться;
15:45 - отправлялся № 40 на Уфу;
15:53 - прибывал еще один ежедневный из Челябинска № 181;
15:57 - отправлялся № 30 "Кузбасс". В Кемерово, конечно, куда же еще;
16:01 - прибывал № 37 из Томска;
16:08 - отправлялся поезд № 36 на Алтай. В Барнаул. В 2005 году я еще видел его в интересной расцветке, когда был в Барнауле;
16:20 - уходил поезд № 22 в Ульяновск;
16:30 - отправлялся № 16 "Урал" в Свердловск;
16:31 - прибывал ежедневный № 63 из Лениногорска;
16:40 - отправлялся первый за сутки в Куйбышев. № 46;
16:48 - прибывал № 97 из Самарканда. И был он ежедневным. То есть поезда в Среднюю Азию охватывали далеко не только столицы республик;
16:55 - отправлялся поезд № 64 на Лениногорск. Причем был он ежедневным и всесезонным. Вот даже странно: поезд на Курган не был всесезонным, а в Лениногорск - был. Ну и опять в Москве он был явно более суток;
17:15 - отправлялся фирменный № 12 "Туркменистан" в Ашхабад. Сейчас, кстати, у "Туркменистана" гораздо более короткий маршрут (см. фото);
17:30 - отправлялся № 62 в Пермь. Ежедневный и круглогодичный;
18:14 - прибывал № 319 из Андижана;
18:15 - отправлялся № 50 на Ижевск. Вспоминали мы все это направление с интересным названием "Италмас";
18:23 - ежедневно прибывал № 43 из Оренбурга;
18:30 - отправлялся № 662 на Сергач. Наверное, этот номер будет самым большим из всех поездов с Казанского вокзала;
18:45 - отправлялся № 604 на Рязань. Зачем уж понадобился именно поезд, я не знаю. Но он был на этом направлении;
19:05 - отправлялся ежедневный фирменный № 20 в Ростов-на-Дону. Вместе с Краснодаром он закрывал это направление с Казанского вокзала;
19:10 - прибывал № 213 из Кустаная;
19:15 - отправлялся № 48 на Омск. Знаменитый поезд "Иртыш";
19:28 - в это время ежедневно отправлялась "десятка" на Куйбышев. "Жигули". Есть вот такая его фотография чуть ли не 60-х гг;
19:38 - прибывал № 513 из Фрунзе по особому назначению;
19:46 - отправлялся поезд на Земетчино. № 606;
20:00 - уходил один из самых красивых поездов - № 14 "Южный Урал". Как-то мы его уже отдельно полномасштабно вспоминали. Вот он на Казанском вокзале:
20:07 - прибывал № 545 из Новокузнецка;
20:10 - в это время по четным дням отправлялся поезд в Павлодар. № 74. В одно время с ним шел поезд № 72 на Целиноград;
20:20 - а вот в это время уходил первый № 28 на Казань. Куда в 1989 году дели маленькие номера из первого десятка для "Татарстана"?! Всё-таки вообще-то это должен был быть главный поезд по казанскому направлению;
20:33 - уходил поезд № 66 на Жигулевское море;
20:43 - отправлялся ежедневный № 52 в Пензу. У меня как-то папа на нем ехал в командировку;
20:58 - прибывал ежедневный № 175 из Красноярска;
21:00 - отправлялся ежедневный № 624 на Первомайск. Вот хорошо, если Казанский вокзал справлялся с таким количеством поездов. Но странно, что не думали в те годы сделать их какими-нибудь сквозными. Ну например, прибывает из первомайска и тут же отправляется куда-нибудь на... Ну допустим Рыбинск. Но если вокзал справлялся, то и вопросов нет, конечно;
21:10 - отправлялся № 42 в Саранск. Назывался "Мордовия". Очень необычная раскраска:
21:30 - отправлялся поезд № 602 на Вернадовку. Ежедневный, кстати;
21:37 - прибывал № 335 из Ростова. То есть даже вечером были поезда не только отправляющиеся, но и прибывающие на Казанский вокзал;
21:40 - отправлялся № 82 на Новый Уренгой. Потом его номер почему-то решат передать улан-удэнскому поезду. И вот здесь тоже нестыковка. Так как на это же время стоит № 60 в Тюмень. И тоже ежедневный. Подозреваю, что шли они в одном графике по дням;
21:50 - отправлялся еще один поезд на Барнаул. Причем в отдельные дни он следовал до Бийска. № 196 / 548;
21:59 - трижды в неделю прибывал летний поезд из Караганды;
22:05 - отправлялся еще один поезд на Ижевск. Мало того, что он был не круглогодичным, так он еще и следовал по нечетным только. № 382. В одном графике с ним, но только по четным, следовал поезд до Казани - № 382;
22:15 - уходила "шестерка" на Ташкент. "Узбекистан". Красивый:
22:20 - прибывал сезонный из Алма-Аты. № 83.
22:25 - отправлялся фирменный № 8 "Казахстан" в Алма-Ату. Впереди многодневное путешествие в красивейший город у красивейших гор;
22:29 - прибывал № 11 из Караганды;
22:45 - отправлялся еще один ежедневный на Челябинск № 182;
23:04 - отправлялся № 38 "Томич" на Томск, конечно. В памяти всплывает, что в 80-х годах "Байкал" встречался с ним на какой-то станции;
23:19 - уходил № 18 в столицу Киргизии -Фрунзе;
23:30 - прибывал № 557 из Кургана;
23:32 - отправлялся № 112 в Караганду. Ежедневный. Причем помните время прибытия № 111 - 22:29. Ну теоретически, если не убирать его от платформы, то можно было бы успеть обернуться. Но тут мне опять нужна ваша помощь в решении вопроса по служебным расписаниям - кто его формировал. Если Москва, то состав явно сутки стоял в столице. Если Караганда, то...;
23:34 - отправлялся №608 в Ряжск. И вот тут мои сомнения по поводу Караганды еще более усиливаются. Оба были ежедневными, но отправить поезда с интервалом в 2 минуты... Ну теоретически пути там есть, а карагандинский на первых километрах мог бы теоретически оторваться. Но зачем такие сложности?!;
23:43 - отправлялся поезд № 68 в Абакан. Что-то мне подсказывает, что это одно из самых далеких направлений с этого вокзала. Ну что там может с ним конкурировать?! Ашхабад, Душанбе и Андижан... Но в любом случае Абакан в списке максимально удаленных от Казанского вокзала будет где-то на первых местах. Хотя нет, конечно! Нерюнгри же нам уже встретился. Вот явный лидер. Как это я про него забыл;
23:53 - отправлялся последний поезд за астрономические сутки и следовал он в Пензу. Правда, был сезонным. № 172;
23:57 - сутки заканчивались прибытием поезда № 347 из Краснодара.
Ну что тут скажешь?! Казанский вокзал выиграл почти за явным преимуществом. 65 пар я насчитал. Против 57 с Курского. Причем 49 поездов были ежедневными. На Казанский вокзал в справочнике отведено аж три полноценные таблицы - 10, 12 и 14. Такого я больше не видел нигде. На Курском - две - №№ 1 и 3.
Ну да, какие-то я там выявил нестыковки в справочнике, Ну путь даже 46 будут ежедневными с учетом этого. С учетом окна в районе 1-2 часов ночи это ежечасно в среднем более 2 поездов отправлялись и 2 прибывали. А пик приходился с 9 до 10 утра, когда тут обслуживали на отправление / прибытие 10 поездов, и с 13 до 14 часов в обед - тоже 10. Также интересно, что утром с 7 до 9 утра высвободили место под огромное количество электричек, которые привозили на работу жителей Подмосковья. Вечером такого явного окна нет. Ну разве что с 17 до 18.
Уж очень много самых разных направлений охватывались поездами отсюда. Это и Поволжье, и Средняя Азия, и Сибирь. Причем я бы не сказал, что было так уж много сезонных или следующих по особому назначению. Тут скорее наоборот, южные поезда с Курского вокзала были сезонными. Не знаю уж что там по числу вагонов в составах, но думаю, что каких-то сильных диспропорций там не было. Да, на Курском вокзале сходилось несколько направлений, по которым следовали электрички. Но, если я правильно понимаю, проездной вокзал намного проще использовать, чем тупиковый, поэтому жизнь на Казанском явно была напряженнее.
Что меня удивило? Малое количество поездов Москва-Казань. Я ожидал увидеть их больше. Наличие поездов сюда совсем из небольших станций типа Вернадовки и Земетчино. И ведь под них все равно нужно было путь отвести, инфраструктуру задействовать. Но значит был спрос, раз они ходили.
Спасибо, что следите за каналом! До встречи!