Сперва я хочу сделать жирный дисклеймер: Этот фильм способен шокировать, поэтому я не рекомендую его к просмотру впечатлительным людям и тем у кого слабое сердце. Также этот фильм может быть противопоказан людям с эпилепсией, так как частота некоторых кадров способна спровоцировать приступ.
Еще добавлю, что этот обзор будет содержать спойлеры. Поэтому, если вы еще не смотрели кино, но собираетесь - имейте в виду.
Про что фильм в плане содержания: Героиня Деми Мур утрачивает былую славу и красоту и, чтобы вернуть упущенное, решается на кардинальные меры. А именно на введение инъекции некой “субстанции”, с помощью которой можно создать обновленную, помолодевшую собственную копию. И далее начинается хардкорное повествование к чему все это привело.
А теперь про что фильм на самом деле и какова символическая интерпретация (на мой субъективный взгляд): Вся суть повествования и демонстрируемые в картине образы просто поразительно укладываются в концепцию Юнгианской аналитической психологии. Сейчас расскажу почему.
Здесь ярко представлен архетип Персоны. Если кратко, Персона - это наша социальная маска, во многом навязанная обществом. Персона - это оболочка. В слиянии с архетипом Персоны мы живем и ведем себя не так как мы реально хотим, а так как хочет от нас общество и так как мы считаем востребованным и правильным для этого общества.
В этом фильме Персоной символически является героиня Деми Мур, которая ставит целью своего существования соответствие и служение патриархальным ценностям - "одобряемая" другими красота, без смыслового содержания. То есть, в прямом смысле, стремление быть “Оболочкой”. Заметьте, что в фильме нет ни слова, ни намека на внутренний мир героини.
Теперь про архетип Тени. Тень - это наша бессознательная часть личности, которая не видна для нас. В Тени также оказываются наши пороки и нежелательные для нас самих аспекты личности.
Здесь за Тень выступает “обновленная и улучшенная копия”, которую сыграла Маргарет Куолли. Во-первых, потому что она олицетворяет образ красоты, который вытесняется самой Персоной, во-вторых потому, что она содержит нежелательные аспекты личности для Персоны, в-третьих (и самое важное) потому что она совершенно не осознается как часть себя, хоть таковой и является: об этом прямо в лоб говорится в фильме обоим этим частям от менеджера “субстанции”: “Запомните, нет никаких Я и Она, вы - это Одно Целое!”
Небольшое отступление: В Юнгианской психологии основной целью терапии является процесс индивидуации - то есть интеграция собственных частей личности в единое целое, так, чтобы возможно было увидеть себя настоящего, понять что происходит и куда идти дальше. На первых этапах терапии происходит знакомство с Персоной, а далее интеграция собственной Тени (то есть части себя, которая не осознается). Более современным языком это равно осознание собственных потребностей, глубинных убеждений и схем (которые не осознаются, но определяют наш фокус восприятия), так чтобы понять суть своей ситуации/проблемы и с учетом этого понимания начать жить так как раньше не получалось.
В этом фильме у героини с этим большие проблемы.
Трикстер - это такой архетип, который своим проявлением ничего плохого нам не делает, но в чем-то нас искушает и подшучивает над нами. По своей сути, является безобидным образом, эдакий шут. “Трикстер” на современном будет “Триггер” - сам по себе безобиден, только вот мы запинаемся на нем.
В фильме этим Трикстером является продавец Субстанции - он ничего не заставляет, ни к чему не принуждает, более того, уточняет, что можно прекратить эксперимент в любой момент, однако героиня на нем “запнулась”. Но очевидно, что дело не в самом продукте и его представителе, а в том, что происходит с психологией героини.
И конечно же в финале фильма монстром представлен процесс “затопления бессознательным”. В аналитической психологии под этим подразумевается психотический эпизод, в котором Эго полностью утрачивает свою силу и все бессознательные страхи (личные и коллективные) всплывают на поверхность, подвергая саму личность распаду. Этот “ужас” и “распад” показаны прямо в лоб.
Так о чем же этот фильм? Глобально о полной утрате собственной идентичности и собственной самости, в следствие расщепления и отторжения своих же частей, в погоне за социальным одобрением, продиктованным обществом и Персоной. Про патологический процесс личности, возникший в условиях нашего общества, так точно символически показанный в образах картины.
Автор: Фролова Валерия Александровна
Психолог, Клинический психолог
Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru