Прочитав Неем. 3, современный читатель, скорее всего, спросит: «К чему все это?» Зачем Неемия записал все эти, на первый взгляд, незначительные подробности? Возможно, у Неемии было две цели. Он хотел, чтобы потомки сохранили имена тех, благодаря кому это великое достижение в истории народа стало возможным. Его слова должны были вдохновить читателей этого повествования снова объединиться для служения Богу.
Неемия писал для иудейских архивов; он хотел воздать должное людям, совершившим великое дело в переломный период иудейской истории. В последующие годы, когда дети, глядя на стены Иерусалима спросят: «Кто построил их?», книга Неемии даст подробный ответ.
Однако нам представляется весьма вероятным, что Неемия (вдохновленный Святым Духом) хотел, чтобы из этой истории потомки извлекли урок, вдохновляющий их на труд во славу Бога. Возможно, он хотел, показать своим читателям, как восстановление стены стало всенародным делом, вокруг которого сплотились практически все жители Иудеи.
Благодаря чему восстановление стены стало возможным? В главе 3 мы можем найти три ответа.
МУДРОЕ РУКОВОДСТВО
Стена была восстановлена благодаря мудрому руководству. Неемия проявил себя мудрым руководителем, сумев побудить и вдохновить народ принять участие в строительстве стены (Неем. 2:17, 18). Он позаботился о том, чтобы назначить ответственных за каждый участок работ. Поэтому мы и читаем в тексте конкретную информацию по каждой секции стены. Далее, он поставил людей работать в тех местах, в которых они были максимально заинтересованы лично. Несколько раз в главе уточняется, что люди восстанавливали участки стены «возле», «напротив» или «перед» их домами или районами (см. 3:10, 23, 28, 29, 30). Эта стратегия должна была мотивировать строителей как можно лучше укрепить стену на вверенном участке.
ПОВСЕМЕСТНОЕ УЧАСТИЕ
В восстановлении стены была задействована бόльшая часть жителей. В тексте упоминаются люди из разных сфер деятельности, которые были заняты в этом грандиозном проекте.
1. Храмовые служители и миряне. Работа над стеной объединила как тех, кто был отделен Богом для выполнения различных служений в храме, так и остальных иудеев. Большую часть строителей составляли миряне, но текст сообщает, что «священники» (включая первосвященника Елияшива; Неем. 3:1, 21, 22, 28), «левиты» (3:17) и «храмовые слуги» (3:26) также работали наряду с ними.
2. Жители Иерусалима и его окрестностей. Многие из тех, кто назван в главе 3, жили в Иерусалиме и восстанавливали участки стены, прилегающие к их домам или кварталам. Однако среди тех, кто трудился над стеной, были и представители других иудейских городов. Мы читаем о жителях Иерихона (3:2), Фекои (3:5), Гаваона и Мицфы (3:7), Заноаха (3:13), Бефцура (3:16), и Кеиля (3:17, 18), а также о священниках из окрестностей Иерусалима (3:22), которые помогали восстанавливать стену. Это дополнительное подтверждение того, что восстановление стен Иерусалима выходило за пределы простого обеспечения безопасности города и его жителей. Хотя фекойцы, например, могли из добрых побуждений бескорыстно помогать жителям Иерусалима обезопасить себя от нападений врагов, очевидно, что более всего они были заинтересованы в сохранении Иерусалима. Этот город имел особую ценность для всех иудеев, он играл важную роль в защите и относительной независимости всего народа. Но самым главным было то, что для иудеев Иерусалим, место Божьего храма, являлся символом их нации и их религии.
3. «Знать» и люди простого сословия. В восстановлении стены принимали участие иудейские вожди со всей страны. Среди строителей названы «великий священник» (3:1) и начальники административных округов Иудеи (Неем. 3:9, 12, 14–19).
В главе также упоминаются люди, пришедшие из других мест (например, из Иерихона; 3:2), приводятся имена неизвестных мужчин, вероятно, простого сословия, которые вызвались сами или со своими друзьями помочь в восстановительных работах.
4. Семьи. Мужчины, отвечающие за ремонт конкретных участков стены, трудились вместе со своими семьями. В некоторых случаях текст главы 3:3 уточняет, какие именно родственники принимали участие в работе. В 3:18 мы читаем о группе «братьев их», которые трудились на другом участке.
5. Мужчины и женщины. Один почтенный отец семейства работал вместе со своими дочерями (3:12). Мы можем предположить, что, хотя текст называет по имени только мужчин, женщины их семей трудились наряду с ними!
6. Представители разных профессий. Помимо священников, левитов, храмовых слуг, в главе 3 названы «серебряники», «составители благовоний» (Новый Русский Перевод) и «торговцы» (3:8, 31, 32). Все они трудились вместе с остальными строителями над восстановлением городской стены.
ДОБРОВОЛЬНЫЙ ТРУД
Стена была успешно восстановлена, потому что люди добровольно жертвовали своим временем, способностями и силами. О том, что их труд был бескорыстным, что они сами вызвались участвовать в великом проекте, свидетельствует тот факт, что некоторые из «знатнейших» Фекои «не наклонили шеи своей поработать для Господа своего» (3:5). Очевидно, решение отстроить стену не было единодушным: кто-то посчитал его сомнительным и отказался поддержать. Поэтому, те, кто вызвались строить, заслуживают большей чести. В отличие от «знатнейших» Фекои, они трудились усердно и добросовестно: потому что таким было их желание. Их никто не принуждал.
Таким образом, мы видим, что подробности, которыми изобилует эта глава, имеют значение. Они свидетельствуют о великом и благородном труде людей, которые объединились, чтобы сохранить свою родину и свою веру.