Одни из самых драматичных историй - истории провалов игростроя. Общаясь в сообществах инди-разработчиков могу с уверенностью сказать, что эти провалы случаются в игрострое почти каждый день, но уровень драмы зависит не столько от вложенных сил и денег, сколько от популярности самого разработчика. Конечно, обидно потерять свое детище на стадии разработки, но еще более обидно родить то, что окажется невостребованным, и вложенные силы и средства не окупятся совсем. И, как показывает история геймдева, провалы случаются не только у маленьких студий, но и у достаточно больших компаний и корпораций. И уровень драматизма там зашкаливает. Ведь казалось бы - у больших компаний все схвачено - маркетологи все проверили; программисты все написали; моделлеры все создали; тестеры все протестировали; аналитики все предсказали. Но нет - оказывается может сложится так, что продукт окажется не у дел даже в случае, если его разрабатывали именитые ребята.
Игры, о которых тут пойдет речь зачастую уже были рождены, что называется, мертвыми. Некоторые из них были центром ажиотажа, но по итогу он спал настолько быстро, что ожидания все давно успели забыть, как и сами проекты. Поэтому не удивляйтесь, если многие игры из этого списка окажутся вам неизвестны. Абсолютное большинство представленных в статье игр были созданы достаточно крутыми и большими студиями, поэтому потеря к ним интереса стоила миллионы. Ну что, поехали...
1. Metal Gear Survive
Лично я любою Metal Gear (MG). MG для меня это всегда крутой и сочный (не без пафоса и излишних метафор) сюжет, в котором есть место для огромных мехов, убер-харизматичных персонажей, веселого и порой хардкорного экшна и даже для коробки, в которой можно прятаться. Однако, "веселые" парни из Konami решили вдруг сделать резкий разворот и, что называется, "выехать на имени", родив нечто непонятное.
Пренебрегая всеми тезисами серии, Konami вдруг делают... выживач. В прямом смысле survival-action... Только вот достаточно плохой survival-action. В это оказалось очень неприятно и неинтересно играть, да и в целом игра выглядела жестко несуразно. Создавалось впечатление, что Konami надо было что-то по-быстрому родить ради быстрых прибылей, чтобы закрыть некий мнимый квартал отчетом, поэтому они понасобирали (по их мнению) самые успешные механики и впихнули их в свое творение.
Надо сказать, что выход игры достаточно хорошо совпал со скандальным уходом из студии Хидео Кодзимы. Поэтому не удивительно, что серия начала катиться по наклонной. Konami начали видеть игру так как они хотели, не смотря на то, что визуальный стиль серии был тесно связан с сюжетом и персонажами.
В результате получилось то, что получилось. Сомнительный геймплей со странным крафтом и несуразными механиками для такого жанра, неуместные отсылки к легендарным играм серии прошлого. Ну и, как следствие - смешанные оценки в Steam и весьма низкие показатели по оценкам.
==//\\==//\\==//\\==//\\==//\\==//\\==//\\==//\\==
2. PS All Stars
Полное название сея продукта - PlayStation All-Stars BattleRoyale. Поговаривают, что Sony решили выпустить игру под влиянием якобы успехов Nintendo с их Super Smash Bros. Только вот серии игр от Sony не были единообразными, поэтому то, что получилось было весьма несуразным.
Игра в разных регионах вышла в 2012-2013 гг. и позволяла игроку выбрать среди 20 героев (+4 приобретались через DLC). Арена боя поддерживала до 4х игроков, в том числе и под управлением ИИ. Тут не было традиционных "полосок здоровья", а победа зачислялась за очки, которые давались за успешные удары и "уничтожение" противника. Бой ограничен по времени и по итогу побеждал тот, кто наберет больше всех очков.
И в какой-то степени меня (еще тогда на PSP Vita) это немного но увлекло. Во многом игра была в свое время хороша - достаточно неплохо сделанные уровни, необычная (по тем временам) концепция и пр. НО (!) видели когда-нибудь драчку между Suаckboyем и Нейтаном Дрейком или Папочкой из Bioshock? Это выглядит кринжово и максимально странно. А их силы, тем не менее, в игре почти что равны. В общем, на мой взгляд, именно этот факт использования в игре несуразных (вместе) персонажей из разных игр и скупость геймплея, повлияли на довольно низкую популярность игры и о ней довольно скоро забыли.
==//\\==//\\==//\\==//\\==//\\==//\\==//\\==//\\==
3. Agents of Mayhem
Этот спин-офф достаточно (наркоманской) веселой серии Saints Row был выпущен студиями Deep Silver и Volition в 2017 году. Предполагалось, что игра будет даже популярнее чем Saints Row. Однако, что-то пошло не по плану.
В игре предлагалось играть уже не за банду "Святых", а за агентов организации M.A.Y.H.E.M. (ну из названия это также следует), которые спасают мир от пафосных злодеев из L.E.G.I.O.N. И вроде бы есть все начальные слагаемые успеха проекта, но оказалось, что Volition решили поиграть в толерантность.
Таким образом из игры были удалены все те безумные моменты, за которые так любили Saints Row - туалетный юмор, генитальные шутки, драки на интимных игрушках, DubStepGun (!!!). В общем... все то, что резко повышало возрастной рейтинг до 18+ и было хоть и чернушно, но крайне весело - именно это делало Saints Row той игрой, которую многие полюбили.
Тем более, что многие дизайнерские "решения" в игре оказались весьма спорными. В угоду якобы повышения производительности в Сеуле будущего было уменьшено количество NPC, что буквально превратило город в пустующий урбанистический призрак. Однообразные пейзажи, дома-коробки. Добавьте к этому кучу однообразных заданий без так нужного тут юмора.
==//\\==//\\==//\\==//\\==//\\==//\\==//\\==//\\==
4. NeverDead
NeverDead - достаточно малоизвестная игра от довольно известного разработчика Rebellion и не менее известного издателя - Konami, выпущенная в далеком 2012 году. Вообще в игре были очень интересные концепции и весьма необычный геймплей. Выпустили ее только на консоли XBox и PS3.
Сюжет игры разворачивается в полуразрушенном городе, где люби ведут борьбу за выживание с различными монстрами (демонами). Ну и конечно - наш ГГ является пафосным охотником на демонов, обладающим сверхъестественными суперспособностями. А дело в том, что он буквально может разваливаться по частям. При этом он является бессмертным. Ну да - ГГ действительно по необходимости (и полученным повреждениям) может без лишних слов расстаться с частью своего тела, но только для того, чтобы снова собраться воедино через какое-то время.
И казалось бы - вот изюминка! Почему это игра оказалась не у дел? Все просто - бессмертный ГГ убрал из игры соревновательный эффект. Какой смысл переживать за ГГ, если он даже по игровым условностям является бессмертным? Вторым, не мало важным фактором оказалось наличие расчлененки. При чем довольно таки жесткой. Не во всех странах разрешены для распространения игры с таким контентом. К этим моментам также добавились казусы управления. Разработчики либо полностью упустили, либо родили что-то весьма неприемлемое при тотальном раскидывании рук/ног персонажа по углам.
По итогу игра оказалась интересна в паре сцен и уровней. В остальных 99.9% вы, управляя "тряпкой" в виде ГГ, противостоите различным монстрам, то и дело разваливаясь на части с нескольких ударов. Это все происходит на фоне однообразных уровней, глуповатого ИИ, полукривой стрельбы.
==//\\==//\\==//\\==//\\==//\\==//\\==//\\==//\\==
5. Call of Juarez: Cartel
Call of Juarez надежно вписалась в сознание геймеров 2000х как один из лучших вестернов того времени. Это были времена, когда пока не успел появиться RDR2. Был CoJ, был Gun, насколько я помню... и особо то альтернатив не было. При чем с CoJ у многих весьма были теплые ассоциации.
Но вот в 2011 г. грянул Картель! И что сделали разработчики? Они решили резко изменить курс. Декорации Дикого Запада резко сменились на современный лад. Вроде как бы и логично - куда уже рассказывать о Мак-Колах, но в то же время к такому радикальному переходу никто не был готов. Итого мы получили современную Америку с полицией, наркобаронами, перестрелками в духе 80х. И по тем временам игра уже была лишена изюминки и ощущалась как проходняк - очередной полицейско-бандитский замес без оглядки на сюжет.
Самый прикол был в том, что в игре присутствовал кооператив на 3х игроков. Но я бы не назвал это полным кооперативом, ибо по итогу весь кооп перетекал порой в лютый срач. Дело в том, что по карте были раскиданы разнообразные коллектаблс, которые нужны были игрокам, но их приходилось собирать в тайне от союзников, ибо засчитывалось это не на счет команды а в личный. Получалось так, что зачистив зону игроки разбегались по углам, ища доллары, телефоны и пр. необходимые предметы. Зачастую это случалось прямо во время боя - одинокого бойца свои бросали ради наживы, а тот матерясь, пытался отстреливаться от противников.
Помимо спорного, разработчики ничего не привнесли в игру. Графика вроде бы и стала лучше, но не так чтобы заметно. Сюжет был настолько невзрачен, что спустя пару дней вы полностью его уже забывали. Игру заслуженно по итогу назвали "проходняком" и "тухлым тиром".
==//\\==//\\==//\\==//\\==//\\==//\\==//\\==//\\==
6. Desintegration
Desintegration - игра не столь давно минувших дней. Ее выпустили в 2020м V1 Interactive, но мало кто о ней узнал. По большей части в этом вина самого разработчика и его "гениальных" стратегий разработки. Как понятно - приколы начались еще на стадии разработки непосредственно. Геймдизайнер Маркус Лейто (известен по Halo) изначально вообще планировал выпустить RTS. Но чуть опосля в V1 Interactive вспыхнул бунд родились гениальные предложения переделать геймплей с RTS на шутер с элементами тактики. Все было довольно странно и еще более странно, что у разработчиков перед глазами был уже негативный опыт подобных переделок. И для конкретного провала, команда разраба решила начать костылить камеру, которая, по канонам, должна была смениться (шутер жи).
По итогу получилось нечто из ряда вон корявое. За камерой следом просело и управление. Управление гравициклом ГГ вообще порой не поддается логике и командам управления. Весь геймплей стал сводиться к тому, что у вас есть отряд, которому вы помогаете всячески в бою с воздуха или решаете собственные задачи по миссиям. У вас есть для этого тот самый гравицикл с набором вооружения. Контроль над действиями отряда весьма скуп и его недостаточность привела к единообразной цели на каждую миссию - "сделай так, чтобы твой отряд не самоубился о следующего противника". Да... с ИИ тут тоже были серьезные проблемы - сказывалось его фактическое переписывания с не самой продвинутой RTS.
Что же касается сюжета игры - он стандартен во многом - война людей и роботов. Вы вступаете в Сопротивление (где-то я это уже видел много раз). За время игры мне не запомнился ни один персонаж... не то чтобы миссии, которые они порой выдавали. В общем - получилось весьма уныло и достойно очень усредненных оценок.
==//\\==//\\==//\\==//\\==//\\==//\\==//\\==//\\==
7. Brink
Весьма скандальный Brink от Human Head Studios тоже не избежал участи никому не нужного проекта (прежде всего самим разрабам). А амбиций было... Разработчики обещали революционный (!) сервис-шутер с эргономичным совмещением сингл- и мультиплеера. Но получилось то, что получилось. Игра со сломанным балансом, недоработанными механиками и кривым геймплеем.
Геймплей казался весьма динамичным, но превращался в спидран по картам со смазанными задачами. Одиночный режим не удивлял ничем, кроме тупого ИИ и крайне невзрачного сюжета, а механики паркура просто не использовались за ненадобностью. Все по итогу, чем выделилась игра - неплохим редактором персонажей, имеющим много возможностей для персонализации.
В чем же скандальная? Да дело в том, что у игры все равно появились фанаты. Их было очень немного, но они таки были. Один из таких умудрился потратить кучу денег, чтобы скупить как можно больше копий данной игры. Таким образом он хотел поддержать разработчиков и создать некий ажиотаж вокруг игры. Получилось? Конечно нет!
==//\\==//\\==//\\==//\\==//\\==//\\==//\\==//\\==
8. Artifact
Игра, которая скоро (скорее всего) покинет рейтинг никому не нужных игр. Но пока что она незаслуженно, но не удостоилась внимания широкой аудитории. Дело все в том, что сама игра предоставляет свой неповторимый взгляд на карточные онлайн-игры. Я действительно верю, что со временем (и обновлениями) она обретет куда большую популярность. Поэтому комментарии о том, что данной игре в этом рейтинге делать нечего тоже уместны.
Artifact - продукт Valve. Конечно же... лучше бы вместо распыления на разные проекты (в т.ч. этот), Valve сделала бы HL3, но пока имеем что имеем. Поэтому сомнительности тут в большей степени должна быть предана не сама игра, а стремления Гейба захапать как можно больше денег через заваливание аудитории новыми проектами. Момент разработки игры пришелся на повальный спрос на коллекционные карточные игры (ККИ) - онлайн Heartstone достигал своего пика, пошел интерес к аналогичным играм про Ведьмака и пр. Поэтому Ньюэлл тоже захотел денег на этом жанре!
Пока Гейб вовсю измывался над отделом разработки, интерес к ККИ начал падать и игра вышла в аккурат к резкому падению спроса. Усложнял впечатление от игры перегруженный геймплей. Куча нюансов и механик просто валилась на голову, а время партии порой доходило до 45 минут и более. Добавьте к этому необходимость покупать игру (на старте ее релиза), кучу доната и так и не поднявшийся онлайн и получите разочарование. Но... игра постепенно меняется и негативные отзывы уже сменились смешанными (а недавние так вообще положительными). Игра распространяется бесплатно (с донатом, разумеется) и скорее всего постепенно вырулит из штопора.
==//\\==//\\==//\\==//\\==//\\==//\\==//\\==//\\==
9. Concord
Что бывает, когда такие гиганты как Play Station пытаются "шагать в ногу" с финансами и делают игры не ради игр и творчества а ради гига-прибылей? Получается Concord! Helldivers 2 была неплохим проектом, который ждало более прекрасное будущее, если бы не упоротая политика Sony.
Concord должна была "выстрелить" по версии разработчиков. Еще бы - геройский сервисный шутер, с (типа) интересными механиками и "такого еще никто не делал" - гарантированные слагаемые успеха. Но нет - получилось откровенное наскоро собранное Г, которое уже на старте говорило "готовь бабки!". По итогу - чуть выше среднего баллы на "критиках" и 1,8 балла (из 10) по версии самих игроков. Провал провалов.
Так 23.08.2024 игра вышла в свет, а 03.09.2024 разработчики уже объявили о полном провале. 06.09.2024 сервера игры прекратили свое существование. Игра так и не смогла преодолеть свой личный порог онлайна в 700 игроков и продалась тиражом в 25 000 экземпляров (всего лишь). И это при бюджете разработки в $400 млн. Сами игроки отмечали дополнительно, что провал произошел в том числе из-за необходимости регистрации PSN аккаунтов, которые имеют весьма жесткие региональные ограничения.
==//\\==//\\==//\\==//\\==//\\==//\\==//\\==//\\==
10. Godfall
Весьма малоизвестная и от того еще более ненужная игра от студии Counterplay Games, ставшая эксклюзивом для PS5 (что еще больше ее принизило в рейтинге). Забавно наблюдать над изменением постов на их официальном сайте. Ранее выставленный пост с "exclusive for PS5" вдруг морфировал в "exclusive for PS5, PS4 & PC". Но как бы... поздно опомнились.
И дело на самом деле не столько в эксклюзивности. Вспомним Last of Us (первый!) - она тоже была эксклюзивом поначалу, но это не помешало ей стать настоящим хитом и заставить фанатов ждать ее выхода и на ПК. С Godfall произошло все ровно наоборот. Разработчики изначально сделали ставку не на механики и сюжет, а на графон.
И действительно - картинка в игре очень даже... а вот все остальное далеко не очень. Поначалу вам кажется что это ААА+ проект, дорогущий и влекущий кат-сценами, но когда вы начинаете играть, вы понимаете, что вас ждет гринд ради гринда и дикая скука. Ничто не мотивирует вас играть в нее. Разработчики завалили игру предметами, из которых только несколько действительно представляют собой какой-то интерес. А как вам решение не давать вам миникарты для ориентации по уровню из-за чего вы часами блуждаете кругами?
В результате, как многие отметили, игра больше походила на демку, показывающую возможности движка и навыков визуализаторов. В общем получилось дорого и достаточно провально. И это уже не исправить переизданием на других платформах.
==//\\==//\\==//\\==//\\==//\\==//\\==//\\==//\\==
Заключение
Перечень подобных игр-провалов с большими бюджетами и от довольно именитых студий далеко не полный. Предлагай свои варианты подобных игр в комментариях!