Найти тему

Как разобраться в общественном транспорте Японии и не сойти с ума?

Оглавление

Я была на грани, когда пыталась это сделать. Несколько раз перечитывала как добраться до отеля в Осаке и мой мозг взрывался.

Мне казалось, что мы будем ночевать в аэропорту, потому что вовремя не найдем электричку и опоздаем на последнюю.

Сейчас могу смело выдыхать, и с точностью вас уверить: в общественном транспорте Японии нет ничего сложного!

Да конечно! Скажет тот, кто впервые увидит карту токийского метро😅.

Но на самом деле, при тщательном рассмотрении все не так плохо, а даже наоборот.

Метро Токио
Метро Токио

Общественный транспорт в Японии

Большое преимущество общественного транспорта в Японии - это то, что нет различий между метро, пригородными электричками или поездами дальнего следования. Все они работают одинаково по общему принципу.

Иногда при пересадке даже можно не заметить как поезд метро «превращается» в электричку, а бывает и так, что пересадка есть, а выходить из вагона не надо😅.

-2

Так, например, было с нами в первую поездку из Осаки в Киото. Мы зашли в ближайшую к нам станцию метро, прошли через турникет и сели… в электричку😅.

Где-то на подъезде к Киото мы вышли на платформу и сели в поезд напротив, продолжив наш путь.

Самое большое отличие в общественном железнодорожном транспорте Японии от российского - это то, что разные ветки принадлежат разным компаниям.

Это удивляет нас, привыкших к монополии РЖД или к тому, что метро - это метро, принадлежит государству или городу.

Метро Токио
Метро Токио

В Японии есть компания JR (Japan Railways), которая владеет большей частью жд путей всей страны. Все остальные ветки делят между собой небольшие компании.

Нас это деление, в принципе, волнует мало, но самое главное, что если за время пути придется сменить ветку, то платить нужно будет за проезд по каждой из них.

В этот момент можно гордиться российским метро, где заплатив около 50 рублей можно кататься по всем веткам и пересаживаться с утра и до закрытия 😅. В Японии так не получится, за каждый участок придется заплатить.

-4

Обычные и экспресс поезда в Японии

Стоимость билета в японских поездах обычно состоит из оплаты самого расстояния и из наценки за экспресс.

Оплата за расстояние платиться всегда, на какой бы поезд не сели. А вот наценка за экспресс взимается только в скоростных поездах.

Размер оплаты за расстояние зафиксирован для любой пары станций (если не меняется ветка) и он всегда одинаковый, не зависит от сезона, дня недели и прочих факторов.

-5

Как покупать билет на общественный транспорт в Японии?

На каждой станции установлен автомат по покупке билетов. При первом рассмотрении мне показалось, что он ужасно непонятен!

В автомате можно выбрать язык. Русского, к сожалению , нет, но хотя бы английский.

Автоматы принимают наличные деньги. Чтобы понять сколько стоит билет до нужной вам станции, нужно взглянуть на карту - схему, которая находится где-то рядом. Найти нужную станцию и посмотреть какая цифра написана возле нее, это и есть стоимость проезда.

Цифры - это стоимость от станции на которой вы сейчас
Цифры - это стоимость от станции на которой вы сейчас

Автомат выдаст вам бумажный билет, который нужно вставить в турникет при входе. Билет обязательно берите с собой!

При выходе снова вставляете билет в турникет и если вы оказались сообразительным и верно выбрали станцию, то билет не возвращается. А если что-то пошло не так и требуется доплата - билет вернется обратно.

В таком случае надо просто доплатить разницу контролеру или в автомате, и турникет волшебным образом откроется.

-7

В этом случае нет никаких штрафов и осуждения, доплатили и вышли. Так что можно не переживать, если вдруг ошибетесь в выборе станции, вопрос быстро решается.

Если вы проделали только часть пути, то переходя на ветку другой компании весь предыдущий алгоритм нужно снова повторить и купить еще один билет. И так пока не выйдите на улицу😅.

На все эти манипуляции тратится очень много времени… тут и читать устанешь, не то, что делать. Поэтому очень рекомендую обзавестись IC картой.

Карта Icoca в Осаке
Карта Icoca в Осаке

Где купить IC карту в Японии?

IC картой называют карточки по типу наших «Тройки» или «Подорожника». Действуют они примерно по той же схеме.

В разных регионах страны они называются и выглядят по-разному, но действуют одинаково везде.

Так, например, мы, прилетая в Осаку, приобрели карту Icoca и пользовались ею, в том числе, и в Токио.

Если же прилетаете в Токио, то там продается несколько карт, самая известная - Suika. Есть ещё Pasmo.

Купить такую карточку лучше сразу в аэропорту, чтобы потом не искать её по городу и не тратить время.

IC карты продаются на станциях с обозначением JR.

Ввиду своей не заинтересованности я даже не обратила внимание много ли таких пунктов по продаже в городе. В Токио также карты могут продаваться на станциях компании Tokyo Metro.

Станция Tokyo metro
Станция Tokyo metro

Как уже сказала, мы купили карточки сразу в аэропорту Осаки - Кансай.

Везде пишут, что её там можно купить, но никто не говорит где, а между тем, мы сбились с ног, пытаясь их найти и практически никто нам не смог с первого раза объяснить.

Как найти точку продажи карточки Icoca в аэропорту Осаки?

Выйдя в зал прилета, увидите в центре эскалатор, ведущий на верхние этажи к железнодорожной станции.

С эскалатора сразу налево, ориентир тот же - жд станция. Увидите справа турникет ведущий к поездам, а слева кассы. Так вот, они вам не нужны😅.

-10

Идете прямо к офису компании JR.

Мы успели в последние 5 минут, так как офис работает до 23.00.

Нам предложили несколько карт на выбор с разным дизайном. Если переплачивать за дизайн нет желания, просите самую простую.

Она стоит 500 иен. В случае, если решите её вернуть в день отъезда, эти деньги возвращаются.

Но мы не парились, карта действует 10 лет, а значит можем ещё ею воспользоваться когда-то, ну а во-вторых, сдать карту можно только в том регионе, в котором ее купили, а мы вылетали уже из Токио.

Важное дополнение, карту нужно покупать на каждого человека отдельную.

Здесь продают карты Icoca
Здесь продают карты Icoca

Как пользоваться транспортной картой в Японии?

При входе на станцию (не важно какого транспорта) прикладываете карту к турникету, таким образом он фиксирует станцию посадки.

После того, как завершили поездку, при выходе со станции снова прикладываете карту, с вас списывают определеную сумму, которую вы видите на экране, как и остаток средств на карте.

Как вы понимаете, это гораздо удобнее, чем десять раз на день покупать билеты в автомате и тормозить у турникета. При этом, как мне показалось, стоимость проезда по карте не отличается от стоимости по обычному билету.

Положите на карту сразу нормальную сумму, не меньше 3-5 тысяч иен, чтобы хотя бы несколько дней не подходить к терминалу для пополнения.

-12

Как пополнить транспортную карту в Японии?

Ничего сложного в пополнении нет, подходите к терминалу на любой станции, выбираете английский язык, нажимаете на «charge», вставляете транспортную карту туда, куда покажет терминал.

Далее появится номиналы купюр, можно нажать на одну из них или вписать произвольную сумму.

Закидываете наличные в нужном количестве, забираете карту. Все!😊

Кстати, можно не переживать, если вдруг закинули много. Этой картой также расплачиваются в сетевых магазинах Family Market, например. А там деньги тратятся очень легко😅. Да в общем-то и на сам транспорт уходит немало.

Терминал для пополнения IC карты
Терминал для пополнения IC карты

Автобусы в Японии

Тоже встречаются повсеместно, во всех городах. С автобусами совсем все просто - прикладываете карту на входе или на выходе (зависит от города или маршрута) и с нее списывают фиксированную сумму.

Здесь не важно как далеко вы едете.

Кстати, в автобусе можно просто платить наличными в терминал рядом с водителем, если вдруг на IC карте внезапно закончились деньги.

Автобус в Киото
Автобус в Киото

Остановки в японских автобусах, как я поняла, по требованию. Судя по числу кнопок требования остановки - они буквально возле каждого посадочного места😅. На остановках всегда указывается время прибытия следующего автобуса.

-15

Гугл карты - без них никуда!

До поездки в Японию я и на задумывалась насколько это классная вещь!

Рекомендую скачать офлайн карты нескольких регионов Японии, которые хотите посетить, перед поездкой, чтобы потом не тратить драгоценный трафик.

В онлайн режиме Гугл карты построят для вас несколько маршрутов с учетом вашего местоположения, времени поездки и стоимости всего пути, останется только выбрать самый подходящий и нажать «в путь».

-16

Дальше следуйте рекомендациям этой умной машины😅. Она расскажет в какой вход войти, с какой стороны и какая платформа, какой вагон выбрать для удобства и даже напомнит когда выходить из поезда, если вдруг засиделись.

Это очень облегчает жизнь! Поначалу, не доверяя технике, я пыталась показать маршрут сидящему рядом пассажиру или контролеру на станции, верную ли сторону или поезд мы выбрали😅.

Ну а потом привыкли и даже не смотрели на карту в поисках пересадочной станции, построил маршрут - едешь и не думаешь лишнего!

Даже стоимость показывает, у нас всегда совпадало😊. Так что предусмотрительно можно пополнить карту сразу.

-17

Сколько стоит общественный транспорт в Японии?

Не дешево!

В среднем одна недолгая поездка в метро без смены транспортных компаний обойдется в 200 иен (примерно 130 рублей на сентябрь 2024).

Часто бывает смена ветки, тогда добавляете ещё 100-200 иен в зависимости от числа станций. Учитывая немалые расстояния в городах, таких поездок может быть 3-5 за день, вот и считайте.

-18

Пригородные электрички из Осаки в Киото, например, обходятся 500-600 иен, в зависимости от места посадки и выхода.

В автобусах проезд 210-230 иен, зависит от города.

Всегда перед выходом стройте маршрут на Гугл картах, ведь стоимость может отличаться. Иногда можно пожертвовать 5ю минутами сэкономив 200-300 иен.

-19

Особенности метро Японии

В метро Японии, да и в общем, в транспорте, я заметила несколько отличительных особенностей.

  • в транспорте нужно отключать звук мобильного телефона
  • нельзя громко разговаривать
  • принято выстраиваться в очередь, даже разметка есть возле каждого вагона
  • на многих станциях «поют птички», не настоящие конечно, а имитация звука
  • есть отдельные вагоны для женщин
-20

Движение очереди
Движение очереди

Вот, пожалуй, и все, что я знаю про общественный транспорт в Японии, исходя из своего недолгого опыта.

Получилось много, но зато по делу, надеюсь, будет кому-то полезно и поможет наконец-то расставить точки над i в таком «сложном» вопросе, о котором я переживала больше всего😃.

Ну а в следующих статьях я расскажу о жилье в Японии, в каких отелях и районах жили мы, ну и о красотах Киото.

Оставайтесь!😊

Все самое интересное и полезное из поездки в Японию в сентябре 2024 года буду сохранять сюда:

Япония | Блокнот путешественника📝 | Дзен