Найти тему
WorkTruck

Реестр грузоперевозчиков: чего ждать и что делать?

Приветствуем, друзья! Законодательную инициативу о реестре грузоперевозчиков одобрили на уровне концепции, значит, теперь будут обсуждать только детали. Зачем это государству и как это коснется нас с вами, решили порассуждать сегодня.

Посыл властьдержащих понятен: вывести перевозчиков из серых схем. По оценке экспертов, сейчас около 60% грузоперевозок – серые. Государство подсчитало, что казну таким законопроектом можно наполнить на 450 миллионов рублей в год дополнительно.

Суть законопроекта такова, что если вы не включены в реестр, то не можете перевозить товары за деньги, возможен только рейс для собственных нужд. Не спешите радоваться, это не лазейка в законе: принадлежность груза физлицу или компании придется обеспечить железными доказательствами.

Чем вообще грозит этот законопроект?

Участники рынка выражают опасения, что принятие законопроекта приведет к росту дополнительных финансовых затрат для перевозчиков, которые уже сейчас сталкиваются с увеличением расходов на 30% в год.

К сожалению, точно предугадать, какие именно суммы придется расходовать на самом деле, сложно, так как процедура регистрации компании в реестре недостаточно четко прописана.

Однако на увеличение финансовых затрат косвенно указывают требования к перевозчикам, необходимые для включения в реестр:

Финансовая устойчивость, то есть отсутствие долгов перед бюджетом и невыплаченных кредитов. На первый взгляд, это кажется практически невыполнимым требованием: возникает вопрос, останутся ли в стране перевозчики, если пункт будет принят без изменений.

Большинство транспортных предприятий работают на условиях лизинга и периодически испытывают кассовые разрывы (когда сегодня пусто, а завтра густо). Какова вероятность того, что у них не возникнут долговые обязательства после регистрации? И что будет с предпринимателем в случае возникновения просрочек? Ответ на этот вопрос в тексте законопроекта не содержится.

Надежность — отсутствие у владельца и руководителя компании действующих судимостей за экономические, экологические, трудовые правонарушения, а также за нарушения ПДД. В этом контексте возникает новый вопрос: что произойдет, если судимость появится после внесения компании в реестр?

Компетентность – в компании должно быть официальное лицо, отвечающее за безопасность дорожного движения.

Очевидно, что изменения, касающиеся закона о грузоперевозках, создают дополнительные вызовы для компаний в этой сфере. Однако, несмотря на возможные сложности, есть определённые стратегии, которые помогут бизнесу адаптироваться к новым условиям, если уж таковые наступят.

  • Обеспечить финансовую устойчивость: проверьте, все ли налоги и сборы уплачены. Если есть долги, их необходимо погасить, иначе это может стать препятствием для включения в реестр.
  • Нанять ключевых специалистов: обратите внимание на кадры, особенно на специалистов по безопасности дорожного движения. Убедитесь, что в штате есть квалифицированные бухгалтеры и юристы, которые помогут избежать юридических проблем и обеспечат соблюдение всех норм.
  • Подготовка к регистрации данных: определите, кто будет ответственным за ведение реестра. Им может быть как сам собственник, так и уполномоченные сотрудники.
  • Если пункты 1-3 кажутся вам банальными либо невыполнимыми, можно пока забить: по статистике, у нас в стране не принимаются в конечном итоге 40% законопроектов.

Вывод такой, друзья: законопроект сырой, просчитать все риски на данном этапе невозможно. Ждем следующего чтения в Госдуме, а там будем посмотреть. Всем удачи!