Найти тему
Минтранс России

История развития транспорта в России. 1899–1917 гг

Оглавление

Политическая ситуация в стране была напряжена до предела. События 1905 года, Первая мировая война 1914–1918 годов, отречение российского императора от престола, революционные события 1917 года, Гражданская война. В это тяжелое время транспорт получил толчок к развитию.

Российский император Николай II в личном автомобиле
Российский император Николай II в личном автомобиле

Начало автомобильной эры в стране

В начале XX века в России легковые автомобили, которые отличались высокой прочностью, выпускались заводами Г. А. Лесснера в Петербурге и Русско-Балтийским вагонным заводом в Риге.

27 апреля 1917 года вышло Постановление Временного правительства «Об учреждении Автомобильного отдела», который был создан на основе объединения транспортных государственных и общественных организаций, ежегодно устраивались автопробеги.

Морской и речной транспорт

7 ноября 1902 года в системе управленческих структур Министерства путей сообщения и Министерства финансов, занимавшихся вопросами морского транспорта, выделено и учреждено Главное управление торговым мореплаванием и портами. А 27 октября 1905 года учреждено Министерство торговли и промышленности, в состав которого вошло Главное управление торговым мореплаванием и портами, состоящее из отдела торгового мореплавания и отдела торговых портов.

В 1904 году был принят закон, определяющий, что субъектом правостояния под русским национальным флагом может быть только российский подданный или коллективное предприятие, акционерная компания, все члены которого состоят в русском подданстве.

Отечественный речной транспорт, один из крупнейших в мире, к 1912 году состоял из 5 556 пароходов и теплоходов, общей мощностью 1 098 тыс. л.с. и 24 151 несамоходного судна грузоподъемностью 13,5 млн т.

Авиация

Советское правительство создало Бюро комиссаров авиации и воздухоплавания, сформировало в Петрограде авиаотряды. Бюро было преобразовано во Всероссийскую коллегию по управлению воздушным флотом республики – Увофлот, а затем Главное управление Рабоче-крестьянского Красного воздушного флота – Главвоздухфлот.

Для руководства авиационной промышленностью при ВСНХ было создано Главное управление объединенных авиационных заводов (Главкоавиа).

Совнарком поддержал предложение Н. Е. Жуковского о создании Центрального аэрогидродинамического института (ЦАГИ). По его инициативе был открыт Московский авиационный техникум, преобразованный в Институт инженеров Красного воздушного флота, в дальнейшем в Академию воздушного флота им. Н. Е. Жуковского.

Конструктор И.И. Сикорский и самолет-гигант «Гранд»
Конструктор И.И. Сикорский и самолет-гигант «Гранд»

В период с 1912 по 1913 год были спроектированы и построены И. И. Сикорским самолеты «Гранд», «Русский витязь», «Илья Муромец».

Железная дорога

К началу XX века Россия полностью освободилась от иностранной зависимости в области паровозостроения.

В 1903 году завершилось строительство Транссибирской магистрали, а в 1904 году Китайско-Восточной железной дороги (КВЖД).

В 1917 году в управлении Министерства путей сообщения находилось: 25 казенных железных дорог, 29 частных железных дорог; 9 округов путей сообщения; 2 управления водных путей; 3 управления шоссейных дорог; 2 института инженеров путей сообщения.

#ИсторияТранспорта