На индивидуальном уровне у нас всегда есть выбор, как справляться с тревогой. Кроме того, у нас есть ресурсы, ранее человеку недоступные. Мы намного больше знаем о происхождении тревоги, механизмах и природе ее поведенческих паттернов. Все это помогает нам понять роль, которая отведена тревоге в нашей жизни. И это понимание – ключ к ее преодолению. Преодолению, потому что полное уничтожение тревожности – цель едва ли реалистичная. Однако мы можем научиться нейтрализовывать и контролировать ее, не давая ей превратиться в истощающую силу, которая испортит нам здоровье и ограничит свободу.
Что можно сделать с тревожным расстройством? К сожалению, многие пациенты убеждены: либо мало, либо ничего. Одни воспринимают свое расстройство как выражение некоего фундаментального несовершенства характера. Другие так долго живут с тревогой, что уже привыкли к ней. Возможно, они прибегали к определенным видам психотерапии (обычно – к тем, которые пытаются распутать глубокие внутриличностные конфликты) и убедились в их неэффективности. Или – в этом по крайней мере частично заключается проблема – пациентов слишком пугает мысль о том, чтобы встретиться с тревогой лицом к лицу. Исследования показали, что порядка 70% людей, страдающих от тревожных расстройств, либо проходят неправильное лечение, либо и вовсе не лечатся. В результате нерешенные проблемы беспокоят их годами, а иногда и всю жизнь. Они высасывают силы, приводят к алкоголизму и наркомании, депрессии и функциональной нетрудоспособности. Если не лечить тревожное расстройство, оно может превратиться в одно из самых истощающих заболеваний.
И тем не менее практика показывает, что тревога легко поддается лечению. Новейшие формы когнитивно-поведенческой терапии (КПТ) неоднократно доказывали свою эффективность в лечении основных видов тревожных расстройств. В КПТ ставка делается не на лекарственные препараты. Лечение не растягивается на годы; пациенты демонстрируют существенные улучшения с самого начала, и многим удается взять тревогу под контроль уже через несколько месяцев, а то и недель работы с терапевтом. Большинство пациентов и в дальнейшем сохраняют спокойное состояние благодаря осведомленности и развитию практических навыков саморегуляции. Техники самопомощи основаны на современных клинических исследованиях.
Рассматривая тревожность определенной возрастной группы – детей и подростков - следует помнить, что работа должна быть ориентирована на развитие личности и повышение эффективности деятельности. Однако при этом она должна быть направлена на те факторы развития личности и характеристики среды, которые в каждом возрасте являются специфичными для возникновения и закрепления тревожности как устойчивого образования, могут явиться ее прямой или косвенной причиной. Как психопрофилактическая, так и психокоррекционная работа, связанная с тревожностью (включая «неадекватное спокойствие»), подразумевает пять взаимосвязанных направлений.
- Психологическое просвещение родителей. Оно состоит из трех блоков. Первый блок посвящен роли в возникновении и закреплении тревожности взаимоотношений в семье. Особое внимание отводится развитию у ребенка чувства уверенности, защищенности. Показывается влияние на это особенностей предъявления требований к ребенку, того, когда и почему близкие взрослые довольны и недовольны им, и того, как, в какой форме они это проявляют. Демонстрируется значение конфликтов в семье (между родителями, родителями и другими детьми, родителями и прародителями) и общей атмосферы семьи. Основная задача такой работы —формирование у родителей представления о том, что им принадлежит решающая роль в профилактике тревожности и ее преодолении.
- Психологическое просвещение педагогов. Здесь прежде всего значительное внимание уделяется объяснению того, какое влияние может оказать тревожность как устойчивая черта личности на развитие ребенка, успешность его деятельности, его будущее. Такое разъяснение требуется потому, что нередко учителя склонны рассматривать тревожность скорее как позитивную особенность, обеспечивающую у ребенка чувство ответственности, восприимчивость и т.п. Демонстрируется роль в профилактике и преодолении тревожности четких, последовательных и достаточно устойчивых (предсказуемых) требований, конкретной обратной связи (конечно, при соблюдении основного принципа —общего уважения к ребенку как личности). Особое внимание уделяется формированию правильного отношения к ошибкам, умению использовать их для лучшего понимания материала.
- Обучение родителей конкретным способам преодоления повышенной тревожности у детей, а также помощи детям в овладении средствами преодоления тревожности.
- Непосредственная работа с детьми и подростками, ориентированная на выработку и укрепление уверенности в себе, собственных критериев успешности, умения вести себя в трудных ситуациях, ситуациях неуспеха.
- Обеспечение и обсуждение практики реализации новых навыков и умений в реальной жизни, помощь и поддержка со стороны психолога.
Телесно-ориентированные техники расслабления возникли как ответ на возникающие психофизиологические проблемы, повышенный уровень тревожности: они помогают уравновесить проходящую по нервным окончаниям и мышцам энергию, избегая противоречий и приводя к балансу.
- Метод экстренной релаксации подойдёт для моментального ослабления тревоги и паники, поможет освободиться от навязчивых мыслей, его можно использовать в экстренных ситуациях.
- Аутогенная тренировка – это самовнушение в состоянии полного расслабления. Этот метод был предложен 90 лет назад Иоганном Шульцем как самостоятельный способ релаксации, но на самом же деле является синтетическим методом. В его основе лежат знания древнеиндийских йогов, опыт исследования ощущений людей, погружаемых в гипноз, практика использования самовнушения (таких как аффирмации Куэ), опыт применения мышечной релаксации по Джекобсону и наработки других популярных в те времена психотерапевтических школ. Упражнение состоит из нескольких частей и выполняются путем мысленного повторения формул самовнушения. В результате регулярного выполнения аутогенной тренировки возможно восстановить своё психологическое и физиологическое здоровье. Данная методика нормализует дыхание, сердцебиение, снимает мышечное напряжение, помогает избавиться от мигреней и бессонницы, улучшает кровоснабжение головного мозга и конечностей. Она помогает избавиться от усталости, понизить уровень тревожности, устранить подавленность, снять психологическое напряжение.
Проводились неоднократные исследования на тему применения арт-терапии как средства коррекции тревожности детей младшего подросткового возраста. С целью повышения эффективности лечебно-реабилитационного использования арт-терапии в условиях современной отечественной системы психиатрического обслуживания были проведены исследования в том числе подтверждающие снижение показателей тревожности и разработана авторская модель системной клинической арт-терапии.
Арт-терапия — это направление в психотерапии, психокоррекции и реабилитации, основанное на занятиях клиентов (пациентов) изобразительным творчеством. Несмотря на тесную связь с лечебной практикой, арт-терапия во многих случаях приобретает преимущественно психопрофилактическую, социализирующую и развивающую направленность. За время своего существования арт-терапия ассимилировала достижения психологической науки и практики, теоретические разработки, приемы разных направлений психотерапии и несомненно является хорошим подспорьем в борьбе с тревожностью.
Итак, мы видим обширную вариативность методов и способов преодоления тревоги, что совершенно точно вселяет уверенность о возможности избавления от нее.
Если у вас возникнут сложности, обращайтесь за помощью! https://olgasenyukova.tilda.ws/#rec507345826