Еще год назад я знала, что нам нужно зарегистрировать некоммерческую организацию, участвовать через нее в конкурсах на гранты, взаимодействовать с другими юр лицами и собирать деньги с людей самым честным и прозрачным способом
Купили усадьбу дешево, а теперь денег просите.
Собрались озолотиться за счет государства.
Озолотиться особо не получится. Ведь НКО мы создали в первую очередь для того, чтобы подступиться к решению большой дорогой задачи - вдохнуть жизнь в брошенные 20 лет назад здания бывшего детского дома. Одно из них ни много ни мало - Усадебный дом помещиков Бостельман, памятник архитектуры. На его реставрацию Усадебного дома потребуется больше 20 млн рублей. Хотя это это не главная цель, как ни странно.
Главная цель - создать работающий «живой» объект для людей. Который в одной своей части будет коммерческим (домики для аренды), а в другой - социо-культурным со всеми вытекающими отсюда объектами и мероприятиями.
Вторая часть будет реализовываться через автономную некоммерческую организацию.
РОЖДЕНИЕ
Итак,
Еще год назад я знала, что нам нужно зарегистрировать некоммерческую организацию
Есть мудрые люди, которые в первую очередь идут к юристу и говорят: хочу сделать НКО. Юрист готовит необходимые документы и вуа-ля. Получите, распишитесь.
Что сделала я: Окей, Гугл 😃
Изучила виды НКО, их особенности. По сути у нас было два варианта: фонд или автономная некоммерческая организация (АНО). Фонд создается главным образом для сбора денег. АНО - для оказания услуг.
Фонд нельзя создать одним учредителем, плюс в нем должен быть наблюдательный совет. Итого я насчитала задействованными человек пять. АНО - можешь быть сам учредитель, сам директор и без всякого совета. Примерно на этом пункте выбор стал очевиден. Один в поле тоже воин ☺️ Да здравствует АНО.
Далее - нужен Устав организации.
Я готовила его совсем неспеша. В целом документ типовой, в нем главное - это продумать цель и предмет деятельности. Впрочем, мне их корректировали в МинЮсте после первого прочтения. И название, кстати, тоже правили. Вместо «центр культуры и отдыха» предложили «центр культуры и творчества».
Наш итоговый устав:
Так же неспеша я начала изучать бесплатный обучающий курс на платформе «Stepik» - финансовая грамотность для НКО. Очень полезная штука, рассказывают об основных моментах по ведению документооборота, бюджетированию, бух учету.
Зря я его не досмотрела до регистрации, потому что окунулась в бух учет неподготовленная 😵💫 Но про это чуть ниже.
Зарегистрировали в итоге мы нашу автономную некоммерческую организацию в конце июня. Буквально за пару дней до окончания месяца. И окончания квартала. Чуть позже налоговая прислала мне уведомление, что надо сдать квартальную отчетность «расчет по страховым взносам». За два дня. Что ж, у нас тогда она еще была по нулям.
Директором я назначила супруга Влада, в этом был сакральный смысл. По отношению к Усадебному дому я являюсь собственником и вполне могу выступать от своего имени, если что. А Влад теперь может коммуницировать как директор НКО. Во-первых, можно «бить» в одну точку вдвоем, но не как супруги, а как два независимых лица, но при этом обладающих полномочиями. Во-вторых, от лица юр лица некоторые вещи звучат убедительнее, чем от собственника.
Почему это важно: если бы я сделала директором себя, то не платила бы зарплату и соц отчисления, было бы меньше всяких уведомлений и расчетов. Впрочем, совсем от отчетности это бы не спасло.
Сейчас вспоминаю, почему же мы не сделали его работающим бесплатно. А потому, что в Трудовом Кодексе нет понятий о трудовом договоре без денег. Хотя безвозмездно выполнять услуги можно. В общем, неоднозначная ситуация. Итого - имеем 0,1 ставки с окладом 2000 рублей 😏 Как говорится, на телефон положить и шоколадку купить жене.
Можно было бы отправить директора в неоплачиваемый отпуск. Или рассматривать волонтерский договор. Но мы уже не стали. В неоплачиваемом отпуске директор не может подписывать документы.
Еще один важный для меня момент: большая доля НДФЛ идет в местный бюджет. То есть нанимая сотрудника, я вношу деньги в местную экономику как через зарплату человеку, так и через налоги. Мелочь, а приятно чувствовать себя частью местной экономики.
Именно по этой причине, кстати, я регистрировала АНО не в самом городе Рыбинске, а в деревне Костино, где стоит Усадебный дом. Чтобы мои три копейки ушли в бюджет муниципального района. Считаю, тут они нужнее.
Что ж, директора назначили, приказ он на себя подписал.
И понеслась.
ОТЧЕТНАЯ ОТЧЕТНОСТЬ
Сразу после оформления на работу сотрудника нужно подать отчет в соц страхование. Буквально на следующий день. Приличные конторы имеют электронный документооборот и делают филигранное нажатие на кнопку - тык - отчет ушел.
Мы же только зарегистрировались, у нас никаких электронных подписей для директора не было.
Сделали отчет вручную (благодарим @Денежный хомяк Вета (быв. Ремонт и финансы) за эксельку с образцом заполнения).
Первые пару уведомлений в налоговую тоже были на бумаге. До 10 сотрудников можно. Благо, в налоговой сейчас никого нет в очереди, пришел - отдал - ушел. Уведомления оказались не особо сложными, там циферка за НДФЛ. К этому моменту я купила доступ в Контур Экстерн, который автоматически заполнял титульный лист данными, подсказывал коды и прочее.
Только я почувствовала себя молодцом, как пришло письмо из Росстата с претензией: мы не прислали им два отчета. В письме - предупреждение о суммах штрафов, которые налагают на организацию и должностное лицо. Ауч. Штрафы больше, чем весь наш бюджет организации 😃
Спешно сделали, с ошибками. Хотя есть инструкции, где все прописано. Но то ли я кура слепая, то ли язык псевдорусский у инструкций. Очень милая сотрудница звонила мне, уточняла данные и объяснила, что исправить. Приняла у нас опять-таки бумажные версии. В этом смысле работники гос служб радуют. Прощай жестокие времена с наглыми паспортистками из моего студенчества.
Чтобы не испытывать терпения и силу штрафов, я сделала себе график ежемесячных уведомлений и отчетов. А еще - оформили ЭЦП директора, что весьма облегчает отчетную жизнь.
Итого у нас ежемесячно уведомления о НДФЛ (дважды за месяц), перс данные в налоговую на директора, два отчета в Росстат (один «нулевой» за оказанные платные услуги и один по зарплате).
Потом для меня открылся второй виток жизни документации - внутренней, но ее надо вести, иначе будут штрафы. Это всякие табели учета рабочего времени, учетные политики, дебеты-кредиты, оборотно-сальдовые ведомости. Жесть. Мир бухгалтерии распахнул свои двери 😀 Пока у нас были только проводки зарплаты, налогов и соц выплат. Опять начиталась в ночи всяких ужасов (в смысле, правил и их более человеческих объяснений). Главное в бухгалтерии понять особую логику. Там деньги бегают со счета на счет, как будто по конвертикам раскладываешь. А если тебе сосед обещал долг завтра вернуть, то вместо денег кладешь в конверт записочку 😅 Но не забываешь ни копеечки.
На сегодняшний день я жду обучение от СБИС и будем вести бухгалтерию там. Выбрали самый дешевый тариф без управленческой отчетности и с доступом для одного человека. Вышло 3000 на год.
ПРОГРАММА И ПРОЕКТЫ
Некоммерческая организация создаются не для обогащения учредителя. Даже если у НКО много денег, учредитель не может их взять себе. Или имущество организации . Если НКО ликвидируют - даже в этом случае все средства должны пойти на цели, для которых организацию создавали. В этом смысл целевого финансирования.
Чтобы понять, целевое финансирование или нет - смотрим Устав организации. Для каких целей ее создавали. А дальше еще готовим более подробные внутренние документы - Программу и у нас еще Проекты. По Проектам удобнее организовывать деятельность и решать конкретные задачи. Решил задачу - закрыл проект.
У нас открыто два Проекта. Один связан с реставрацией Усадьбы (а точнее, к подготовке к реставрации), а второй - с благоустройством окружающей территории и попутно созданием историко-культурного объекта. Мы может с медленно все делаем, но у нас уже будут не нулевые результаты за этот год.
Некоторые открывают НКО и совсем сидят без денег, пока не получат грант. Мы считаем, что чем более активная деятельность уже будет у нашей организации, тем лучше для оценки нашей заявки на конкурсе грантов. В конце года мы сможем показать целевые траты за свои полгода существования и это радует.
Все это пока больше похоже на танцы с бубнами, но всегда тяжело начинать с нуля, разбираться в новой для себя области. Главное махать лапками и плыть тихонечко. Лапки окрепнут и цель будет все ближе и ближе.
Если вы хотите помочь нам соломинкой - будем благодарны за добровольное пожертвование на реквизиты нашей АНО «ЦКТ «Усадьба Бостельман». Можно по умолчанию «на уставные цели», тогда мы сможем сами распорядиться этим взносом на свое усмотрение (то есть или на проект 1, или на проект 2). А можете указать в назначении платежа «добровольное пожертвование на проект УСАДЬБА» и тогда деньги смогут пойти только на усадьбу.