Казалось бы, европейские монархи должны были быть людьми весьма консервативными, приверженными милой сердцу старине и недолюбливающими любой прогресс с непредсказуемыми последствиями.
Однако на самом деле оказалось, что такое выдающееся изобретение, как железная дорога на локомотивной тяге, королева Виктория оценила довольно быстро. Она была первым монархом, воспользовавшимся поездом. 13 июня 1842 г. королева села в специально изготовленный для нее двумя годами ранее салон-вагон и отправилась со станции Слау, расположенной в 4 километрах от Виндзорского замка, на лондонский вокзал Паддингтон.
Поездка заняла 30 минут, и, как королева написала в своем дневнике, была “восхитительной и такой быстрой”. Аттракцион королеве понравился, и спустя семь лет из Слау была проложена ветка, заканчивавшаяся прямо напротив ее резиденции в Виндзоре. С тех пор железнодорожный транспорт регулярно использовался британскими монархами как для поездок между Лондоном и Виндзором, так и для путешествий по стране.
В 1869 году королева Виктория заказала пару роскошных вагонов, включая салон, отделанный голубым шелком и украшенный деталями из 23-каратного золота.
Королевский поезд (Royal Train) стал непременным атрибутом державного антуража. В его составе было еще пять вагонов-салонов и два полусалона; королевские лакеи и сопровождающие путешествовали в последнем.
По приказу ее Величества поезду не разрешалось превышать скорость 64 километра в час. Когда поезд проезжал через трущобы, королева опускала жалюзи, чтобы ее не заметили.
В спальном отсеке салона стояли две кровати, одна для королевы Виктории, а вторая для одной из принцесс. Между окнами располагался маленький звонок с черной надписью: "НАЖИМАЙ".
Плетеные корзины, прикрепленные к кроватям, предположительно, предназначались для белья или предметов личной необходимости, таких как шапочки, носки или пижамы. В поезде до сих пор сохранился столик, за которым королева Виктория раскладывала пасьянс. Восковой статуи королевы Виктории, которая раньше находилась в дневном купе, в салоне больше нет.
В салоне также были отдельные удобства. Унитазом с крышкой, предположительно из чистого серебра, королева не пользовалась. Каждые два часа поезд должен был останавливаться, чтобы королева сходила в туалет.
Использованная литература
Elizabeth Jane Timms. Queen Victoria’s Saloon
Caitlin Morton. What Travel Looks Like on the British Royal Train | Condé Nast Traveler.