Современный автомобиль без опций – не автомобиль. Дополнительного оборудования иногда бывает на сотни тысяч, а иногда и на миллион. Ничего плохого нет в том, что автомобиль хорошо укомплектован, просто за все это надо платить. Сейчас бюджетные малогабаритные автомобили комплектуются как раньше премиальные. А нужны ли все эти опции в повседневной эксплуатации – вопрос не на всякую зарплату.
Сейчас об этом не задумываешься, но каждая система автомобиля была когда-то опцией, которая ставилась за дополнительную плату. Отопитель, стеклоочистители, стеклоомыватели, электрические поворотники, ремни и подушки безопасности, центральный замок и еще великое множество устройств, без которых немыслим автомобиль сегодня, раньше были просто опциями.
Сегодня мы хотим показать некоторые опции машин прошлого, которых сегодня уже не встретить. Современному автомобилисту они могут показаться странными и смешными, но это автомобильная история, разработчики были в поиске, изобретая устройства, способные сделать эксплуатацию автомобиля более комфортным.
В Германии в 1939 году презентовали шикарный автомобиль Horch 930 S. Правда успели выпустить всего две машины, как началась Вторая Мировая Война, и фирма Horch перешла на выпуск военной продукции. Этот автомобиль был уникален тем, что в правом крыле имел… самый настоящий умывальник с краном и раковиной. Под капотом помещался бачок на 11 литров воды, горячая вода получалась путем подогрева от выхлопных газов. Очень удобный аксессуар, покопался в моторе, помылся – и руки чистые. Правда, почему-то не получил распространения. Примечательно, что после войны СССР получил инвентарь завода Horch , и даже собрал несколько 930 S. Только неизвестно, они были с умывальниками или нет, да и судьба их весьма туманна.
Умывальники в автомобилях не прижились, зато, когда появилось первое поколение Honda CR-V в 1995 году, в ней среди прочих можно было найти опцию… душа. Очень хорошая фича, особенно для жарких стран, но тоже не прижилась в машинах.
До появления первых автомобильных кондиционеров автомобили оснащались угловыми форточками, путем поворота которых на нужный угол можно было быстро проветрить салон на ходу. С запотеванием стекол такие форточки тоже хорошо справлялись. Отличный заменитель кондиционера! Особенно любили эти форточки курящие автомобилисты. Эта опция использовалась на большинстве моделей европейских, американских и отечественных автомобилей вплоть до 70-х годов, а на некоторых моделях, таких как Ford F-150, Chevrolet G и Dodge Ram и до 90-х годов. А наш ВАЗ-2106 с треугольными форточками выпускался до 2006 года.
Первые кондиционеры в автомобилях появились в конце 1930-х годов, и такая опция была очень дорогой, легко могла добавить к цене машины еще треть ее стоимости. Поэтому использовали упрощенную схему кондиционирования, правда, для этого над крышей машины устанавливались два открытых продуваемых резервуара. Спереди был воздухозаборник, через который поток попадал в испаритель и в салон. Нужно было только вовремя подливать воду в испаритель. Кондей на крыше — отличное решение!
Кстати, вот неплохая опция для курильщиков. В 40-х годах американский автопроизводитель DeSoto предлагал полуавтоматический портсигар, встроенный в центральную часть рулевого колеса. Стоило потянуть за рычажок под ступицей руля — и из ее верхней части показывалась сигарета, одна из четырнадцати, умещавшихся в обойму. Очень удобно, но популярности эта опция не снискала.
На ряде американских машин 50-х годов встречалась вакуумная пепельница. Это был встроенный пылесос, который работал за счет вакуумных трубок, подсоединенных к мусоросборнику. Водитель или пассажир могли поднести сигарету к пепельнице, и ее пепел тут же засасывался в недра «торпеды». Пепельница могла проглатывать окурки и мелкий мусор. Правда, водителю через некоторое время приходилось подлезать под центральную панель и вычищать резервуар с окурками, который к тому времени начинал источать зловоние. Поэтому от такой пепельницы отказались.
Кожаная обивка автомобильных сидений – это, конечно, красиво, но не всегда практично. Летом в коже жарко, зимой холодно. В 50-х годах на Packard Caribbean ставили двухсторонние легкосъемные подушки сидений. С одной стороны — кожа, с другой — ткань. Клиентам предлагали выбор — переворачивай так, как тебе больше нравится. Но и эта опция не была оценена покупателями.
На многих американских и японских машинах в 80-е годы устанавливали автоматические ремни безопасности. Как только человек садился в кресло и закрывал дверь, срабатывал электромотор и на грудь наползал ремень. Причем он был вполне современным, трехточечным с системой автоматической затяжки. Система просуществовала до 2000-х годов. От нее отказались из-за требований по безопасности. Ремень не всегда плотно прилегал к телу и плохо фиксировался в крайнем положении, из-за чего во время краш-тестов происходил его обрыв.
Лет 30-40 назад на многих машинах можно было увидеть фары с механическими очистителями. На них стояли крошечные «дворники», смахивающие грязь со световых приборов. Такие устройства стояли не только на иномарках, но даже на отечественных ВАЗах и ГАЗах. Позднее эта система исчезла с автомобилей, потому как щетки проявили себя недостаточно хорошо и не до конца убирали грязь, а только размазывали ее по фарам. Без омывателей они оказались малоэффективны. Да и мода на эту фишку прошла после массовой замены стеклянных фар пластиковыми плафонами. На них использование дворников равносильно смерти – любой механический контакт оставляет на пластике царапины, что приводит к потере прозрачности.
Горячо любимые россиянами Тойоты Марк II в конце 80-х годов были оснащены дворниками на… боковых стеклах да еще со стеклоомывателями. Всегда отличная видимость! Но эта уникальная опция из-за высокой стоимости и относительно низкой надежности не прижилась. Жаль.
Цифровыми часами на панели сегодня могут похвастать многие модели, даже самые бюджетные. А вот механические стрелочные часы давно уже не ставят. Раньше такие часы ставились как на престижные модели, так и на бюджетные, у нас в стране такой опцией могли похвастать «Победы», «Волги», некоторые ВАЗы. Красивый циферблат часов добавлял салону автомобиля домашнего уюта.
Можно еще долго перечислять опции автомобилей, которые были раньше, а сейчас исчезли. Всему свое время. Со временем будут и новые. Присматривая себе автомобиль, не зацикливайтесь на количестве опций, а выбирайте самое нужное. Счастливого пути!