К более тонким искушением относится рассеянность духовного делания, когда внимание человека ослабляют не внешние предметы или явления, а беспорядочное сопротивление страстям. Святитель Феофан сравнивает это состояние с неумелыми ведением военных действий: «Предлежит борьба. В борьбе же, не зная, куда направлять удары, можно из сил выбиться, барахтаясь без толку, - и никакого не получить успеха». В противоположность беспомощному «барахтанью» вышенский затворник предлагает следующую стратегию: «У всякого есть одна главная страсть, около которой увиваются уже и все прочие. Вот эту-то паче всего и позаботьтесь отыскать... Отыскав её, и другие потом распределите, какая ближе к ней, какая дальше. И уразумеете строй сердца своего. Приобретение драгоценное! Потому что когда вслед за сим положите очищать себя от страстей и худых склонностей, то Вам видно будет, куда направлять усилие и удары - именно на главную свою страсть. Когда одолеете её, то все другие разбегутся сами собою: как на войне, разбив главные силы врага, прочие приходится только гнать и добивать без труда».
Схожая ситуация наблюдается и в освоении христианских добродетелей, приобретение которых не происходит в одночасье. По замечанию епископа Феофана «есть и в добродетелях свой порядок и свой строй, по коему одна другой не упреждает и одна от другой не отстаёт. Подобно тому, как и между обычными цветами известный цвет может входить в сочетание только с известным цветом, и когда не соблюдается это простое правило - сочетание цветов режет глаза. Знатоки в сем деле доходят до изумительных тонкостей. Подобное же бывает и между добродетелями; и упражняющиеся усердно в стяжании их очень тонко различают, какая добродетель с какою вяжется и с какою не может стоять вместе. Уединеннику идут свои добродетели, семейному - свои, человеку деловому - свои, ремесленнику - свои, и проч. Хоть тут сами собою видны дела, свойственные тому или другому, бывает однако ж, что иной забегает в чужой круг и тем портит дело. Если тот, кому неизбежно много говорить, наложит на себя молчание, если тот, кто нужен дома, возревнует преуспевать в странничестве, если тот, кому нужна телесная сила, зачнёт постничать подобно строгим отшельникам, и подобное; то тут возмутится порядок доброделания и неприятно подействует на сторонних, из коих недалёкие в суждениях отнесут эти нестройности к самой добродетели и ей в укор сие вменят, как бы и возможности не было сохранить в ней никакого порядка. Возымейте сие во внимании!
Этот закон приличия известных добродетелей известным лицам не меньше имеет место и в водворении добродетелей в одном и том же лице. Не вдруг входят в сердце все добродетели, а одна за другою. И из них есть начальные, есть подчинённые, есть как бы корни и есть как бы ветви... Закон тут - непрерывность, восхождение от меньшего к большему, и всему своё время и место».
Скачать эту книгу на Литрес >>
Дорогие читатели, благодарю за внимание и обратную связь!