В заглавии перефразированная строчка из М.И. Цветаевой: « Я и в предсмертной икоте останусь Поэтом!»
Вместо эпиграфов :
Мне хотелось бы на прощание (в мои годы всякое свидание с людьми есть прощание) вкратце сказать вам, как, по моему понятию, надо жить людям, для того чтобы жизнь наша не была злом и горем, какою она теперь кажется большинству людей, а была тем благом и радостью, какой она и должна быть. (Л.Н. Толстой)
И ещё одна цитата, принадлежащая нашему современнику, возможно, великому, но, безусловно, талантливому человеку:
Старость – это не упадок, а момент пробуждения. Материальные ценности, которые мы когда-то ценили, теряют свою значимость, и то, что остаётся, – это наследие, которое мы оставляем после себя: воспоминания, которые мы создали, жизни, к которым мы прикоснулись. Истинное счастье заключается не в неустанной погоне за удовольствиями, а в способности отличать то, что имеет смысл, от того, что просто мимолётно. (А.С. Канчаловский)
Лет 10 тому назад (а может и больше), в связи с "Унесёнными ветром" читала книгу Джефферсона Дэвиса о войне Севера и Юга (интересно было узнать об эпохе, в которую погружены главные герои романа)и выписала мысль, которая меня взволновала тогда:
Существует только один способ не превратить старость в пародию на прожитую жизнь, а именно — продолжать преследовать цели, которые придают смысл существованию: преданность людям, группам или делу, общественной, политической, интеллектуальной или творческой работе.
Эта фраза помогала примириться с термином, с которым меня познакомили в пенсионном отделе, - "период дожития". Очень тогда меня занимал смысл этой фразы… и беспокоил.
"Дожитие"- это время, которое остается жить до смерти. Впору впасть в депрессию. Но … спасибо Дэвису :) продолжаю «преследовать цели» 😊.
Позавчера в новостной ленте прочла о директоре частной школы, под «чутким» руководством которого его ученики сжигали портреты русских классиков. Затем об этом же написали «Аргументы и факты»
Аргументы и факты – aif.ru : Сожгли великих. В Киеве заставили детей уничтожать портреты классиков :
Сожгли великих. Украинский депутат Верховной рады Алексей Гончаренко (внесен в РФ в список террористов и экстремистов), известный своими странными выходками, решил в очередной раз подчеркнуть собственную неадекватность. На этот раз он заставил детей в День учителя сжигать портреты русских классиков. Под раздачу попали Пушкин, Толстой и Достоевский. Доказывающий эти действия видеоролик Гончаренко опубликовал в своем телеграмм-канале. Депутат пояснил, что таким образом Украина «прощается со всем русским». Однако через время он, видимо, решил, что действие было чересчур спонтанным и прощаться пока рановато, и удалил видео со своей страницы. Но интернет помнит все, поэтому ролик продолжил гулять по Сети.
«История ничему не учит, а только наказывает за незнание уроков» — это высказывание русского историка Василия Осиповича Ключевского, как нельзя точно подходят к сегодняшнему эпизоду.
Понравился комментарий к статье "АиФ" :
Пушкин, Толстой, Достоевский — это такая мощь, что сжигай-не сжигай — их не уничтожить. Даже не понимают, что таких творцов чем больше сжигают, тем большую силу имеет их творчество и тем сильнее их влияние на многие поколения человечества
Были времена, когда эпатажные кубисты, футуристы предлагали «сбросить с парохода современности» Пушкина, Толстого и Достоевского (это призыв из манифеста русских футуристов «Пощёчина общественному вкусу», 1912). Манифест отрицал все прежние эстетические ценности и в нарочито эпатажной форме заявлял о разрыве с существующей литературно-культурной традицией. И что? Сбросили?
Был ещё один недавний «урок». 10 мая 1933 года, когда фанатично настроенные студенты Национал-социалистического Студенческого Союза и многие профессора университета Фридриха-Вильгельма (ныне университет Гумбольдта) под музыкальное сопровождение СС на площади Карла-Франца-Йозефа (нынешняя площадь Бебельплац), перед Старой Библиотекой и в присутствии огромной толпы людей, сожгли более 20 000 (!!!) книг авторов, имевших еврейские корни, а также книги, не несущие в себе «арийского духа».
Теперь на этой площади находятся два удивительных памятника сожжённым книгам.
После той ночи, в Германии были запрещены к печати и изъяты из библиотек книги всех авторов, занесённых в «чёрные списки». Живших ранее авторов, предали забвению, а многие из живущих были вынуждены покинуть Германию или попали в лагеря и тюрьмы.
Экскурсоводы рассказывали одну драматическую историю, связанную с именем Оскара Марии Графа, известного немецкого писателя того времени. Когда нацисты пришли к власти, все книги Графа, кроме «Wunderbare Menschen» и «Kalendergeschichten», попали в «чёрные списки» и были публично сожжены наряду с книгами других авторов. Оскар Мария Граф в знак протеста написал новым, нацистским, властям Германии открытое письмо, которое озаглавил «Сожгите меня» : «Я не заслужил такого бесчестья! Всей своей жизнью и всеми своими сочинениями я приобрёл право требовать, чтобы мои книги были преданы чистому пламени костра, а не попали в кровавые руки и испорченные мозги коричневой банды убийц». После этого он вынужден был эмигрировать из страны.
Там же на площади есть ещё один памятник. Под ногами прохожих открывается вид библиотеки с пустыми полками
Спустя несколько лет после того, как был официально открыт мемориал, рядом с этими памятниками была установлена бронзовая табличка, на которой выгравирована цитата из трагедии «Альмансор» Генриха Гейне — автора с немецкими и еврейскими корнями:
«Это была не более, чем прелюдия;
Где сжигают книги,
там, в конце концов, будут сжигать и людей»
Будто предвидел поэт крематории концлагерей фашистов и трагедию на площади Профсоюзов в Одессе.
Вместо заключения ещё одна цитата, из Джордж Сантаяна — американского философа и писателя: