Дипломная работа посвящена комплексному анализу деятельности Социального фонда России (СФР) в современных социально-экономических условиях. В работе исследована история формирования СФР, его роль в системе социальной защиты населения, а также проанализированы основные направления деятельности фонда. На основе данных Годового отчета СФР за 2022 год проведена оценка эффективности реализуемых программ, рассмотрены актуальные проблемы, с которыми сталкивается фонд, и предложены пути их решения. В частности, внимание уделено вопросам цифровизации сферы социального обеспечения, совершенствованию механизмов предоставления услуг, обеспечению доступности социальных услуг для всех категорий граждан. Выводы и рекомендации, сформулированные в дипломной работе, могут быть использованы для оптимизации деятельности СФР и повышения качества социальной защиты населения России.
Фрагмент дипломной работы предоставлен для ознакомления. Консультационные и репетиторские услуги для студентов. "Магистр 34". Перейти на сайт. Связаться с нами, ответим на все ваши вопросы за 2 минуты: Telegram / WhatsApp / ВКонтакте / Т. 7-988-027-88-34.
ВВЕДЕНИЕ
1. ИСТОРИЯ И РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНОГО ФОНДА РОССИИ
1.1 Формирование и развитие социального фонда России
1.2 Роль социального фонда в системе социальной защиты населения
2. ЭФФЕКТИВНОСТЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОЦИАЛЬНОГО ФОНДА
2.1 Оценка социального влияния программ и мероприятий за 2022 год
2.3 Проблемы и перспективы развития Социального фонда России
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Введение
Социальный фонд России (СФР), созданный в 2022 году в результате объединения Пенсионного фонда РФ и Фонда социального страхования РФ, является ключевым институтом, призванным обеспечить социальную защиту населения России.
Актуальность темы исследования обусловлена несколькими факторами:
- во-первых, СФР играет важнейшую роль в обеспечении достойного уровня жизни граждан, предоставляя пенсии, пособия и другие виды социальной помощи. В условиях демографических изменений, роста продолжительности жизни и увеличения доли пенсионеров в населении, система пенсионного обеспечения требует особого внимания и совершенствования;
- во-вторых, СФР выступает гарантом социальной защиты от различных рисков, включая потерю работы, болезнь, инвалидность и несчастные случаи на производстве. В условиях экономической нестабильности и изменений на рынке труда важно обеспечить гражданам надёжную систему социального страхования, которая сможет защитить их от непредвиденных ситуаций;
- в-третьих, СФР реализует программы социальной поддержки семей с детьми, включая материнский капитал, пособия на детей и другие меры, направленные на стимулирование рождаемости и повышение уровня благосостояния семей. В условиях демографического кризиса и необходимости создания благоприятных условий для развития семьи и рождения детей, эффективность этих программ имеет особое значение;
- в-четвертых, СФР сталкивается с вызовами, связанными с необходимостью адаптации к цифровой трансформации и внедрения новых технологий в сферу социального обеспечения. Развитие электронных сервисов и проактивного предоставления услуг позволяет упростить процедуры для граждан и повысить эффективность работы СФР
- в-пятых, СФР должен обеспечить равный доступ к социальным услугам для всех категорий граждан, в том числе для жителей отдаленных районов и людей с ограниченными возможностями.
Таким образом, глубокое изучение деятельности СФР и разработка рекомендаций по ее совершенствованию являются насущной потребностью современности и в значительной степени определяют актуальность темы данной работы.
Степень разработанности темы. Тема деятельности Социального фонда России в научной литературе рассматривается многими авторами. Например, А.А. Агафонова и К.Р. Мухаметшина [8] анализируют процесс реформирования социальных фондов России и отмечают необходимость создания единого фонда для повышения эффективности и координации в управлении социальными выплатами. М.С. Арутюнян, Д.А. Курбанов и О.Ю. Хисматуллин [10, 11] подробно рассматривают концепцию целостной системы социальной поддержки как предпосылку создания единого фонда и оценивают его возможности в обеспечении социальной защиты граждан. Э.С. Бондарева [13] в своем учебном пособии освещает правовые основы социального обеспечения, в том числе пенсионного обеспечения по старости. М.В. Рыбкина [30] в учебном пособии "Система социальной защиты населения" анализирует различные аспекты системы социальной защиты в России, включая пенсионное обеспечение, социальное страхование и программы социальной помощи.
Важно отметить, что большинство авторов ограничиваются описанием правовой основы деятельности СФР и анализом его исторического развития. Однако масштабная реформа социальных фондов и появление нового института требует тщательного изучения его практической деятельности, анализ эффективности реализуемых программ и выявление проблем, которые необходимо решить для дальнейшего развития СФР.
Целью выпускной квалификационной работы является комплексный анализ деятельности Социального фонда России в контексте современных социально-экономических условий и разработка рекомендаций по ее совершенствованию.
Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:
- изучить процесс формирования и развития Социального Фонда России;
- раскрыть роль социального фонда в системе социальной защиты населения;
- провести оценку работы Социального фонда России за 2022 год;
- выявить проблемы и перспективы развития СФР.
Объектом исследования является деятельность Социального фонда России.
Предметом исследования являются правовые основы и практические аспекты деятельности СФР, включая основные направления его работы, эффективность реализуемых программ и проблемы, с которыми сталкивается фонд в своей деятельности.
В работе используются следующие методы исследования: анализ нормативно-правовых актов (для изучения законодательных и подзаконных актов, регулирующих деятельность СФР), анализ статистических данных (для изучения данных Годового отчета СФР за 2022 год), системный анализ (для изучения деятельности СФР в контексте современных социально-экономических условий и выявление взаимосвязей между разными аспектами его работы).
Информационная база исследования включает в себя: нормативно-правовые акты: Федеральный закон от 14.07.2022 № 236-ФЗ "О фонде пенсионного и социального страхования Российской Федерации" и другие законодательные акты, регулирующие деятельность СФР, а также Годовой отчет Социального фонда России за 2022 год.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников. В первой главе рассмотрены теоретические основы деятельности СФР, в том числе его история формирования и роль в системе социальной защиты населения. Во второй главе проведен анализ практической деятельности СФР за 2022 год, основанный на данных годового отчета, выявлено ряд проблем и предложены рекомендации по их решению. В заключении сформулированы основные выводы по работе, обобщены рекомендации и подчеркнута значимость темы для дальнейшего развития СФР.
1. История и развитие социального фонда России
1.1 Формирование и развитие Социального Фонда России
Создание Социального фонда России (далее - СФР) в 2022 году ознаменовало собой важный этап в реформировании системы социального обеспечения в России. Федеральный закон от 14.07.2022 г. № 236-ФЗ "О Фонде пенсионного и социального страхования Российской Федерации" [1] (далее - Закон № 236-ФЗ) заложил прочную законодательную основу для деятельности нового фонда, определив его правовой статус, функции, полномочия, структуру и принципы работы.
Закон устанавливает СФР как государственное внебюджетное учреждение, подчиненное Правительству РФ. Ему доверена ответственность за осуществление широкого спектра социальных функций, включая пенсионное обеспечение, обязательное пенсионное и социальное страхование, социальное обеспечение и меры социальной защиты. Объединение пенсионных и социальных фондов в единый СФР имело целью повысить эффективность и координацию в управлении социальными выплатами, упростив процессы и сократив издержки.
Закон также закрепляет ключевые принципы деятельности СФР, включая соблюдение государственных гарантий, автономность систем страхования, финансовую устойчивость, участие социальных партнеров, а также доступность и качество предоставляемых услуг [1]. Особое внимание уделяется развитию информационных систем, что отражает стремление к цифровой трансформации в сфере социального обеспечения.
2. Эффективность деятельности социального фонда
2.1 Оценка работы Социального фонда России за 2022 год
Годовой отчет Социального фонда России за 2022 [17] год позволяет оценить его работу по ряду ключевых показателей.
Социальное влияние программ СФР на пенсионное обеспечение представлено а таблице 2.1.
Таблица 2.1
Социальное влияние программ СФР на пенсионное обеспечение
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Федеральный закон от 14.07.2022 № 236-ФЗ "О фонде пенсионного и социального страхования Российской Федерации". - [Электронный ресуср]. - URL: Официальный интернет-портал правовой информации, 14.07.2022.
2. Федеральный закон от 15.12.2001 № 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" (ред. от 25.12.2023) // Собрание законодательства РФ, 17.12.2001, № 51, ст. 4831.
3. Федеральный закон от 28.12.2013 № 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (ред. от 11.03.2024) // "Российская газета", N 296, 31.12.2013.
4. Федеральный закон от 15.12.2001 № 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (ред. от 25.12.2023) // Собрание законодательства РФ", № 51, 17.12.2001, ст. 4832.
5. Федеральный закон от 29.12.2006 № 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" (ред.от 25.12.2023) // Собрание законодательства РФ", № 51, 17.12.2001, ст. 4832.
6. Федеральный закон от 19.05.1995 № 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" (ред. от 25.12.2023) // Российская газета, № 99, 24.05.95.
7. Федеральный закон от 05.04.2003 № 44-ФЗ "О порядке учета доходов и расчета среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания им государственной социальной помощи" (ред. от 24.07.2023) //Российская газета, № 67, 09.04.2003.
8. Агафонова, А. А., Мухаметшина, К. Р. Реформирование социальных фондов Российской Федерации // Экономика и социум. 2022. № 12-1 (103). С. 1242-1248.
9. Аксенова, А. Д. Объединение внебюджетных фондов Российской Федерации: проблемы и перспективы современности // Актуальные вопросы развития общественных наук и юриспруденции. Петрозаводск, 2022. С. 77-83.
10. Арутюнян, М. С., Курбанов, Д. А., Хисматуллин, О. Ю. Концепция целостной системы социальной поддержки как предпосылка создания фонда пенсионного и социального страхования: от идеи до воплощения // Правовое государство: теория и практика. 2022. № 4 (70). С. 41-46.
11. Арутюнян, М. С., Курбанов, Д. А., Хисматуллин, О. Ю. Социальный фонд России: от идеи - до воплощения // Актуальные проблемы трудового права и права социального обеспечения. Уфа, 2023. С. 11-15.
12. Бойко, И. А. Реформирование институциональной структуры общественных финансов // Российская наука: актуальные исследования и разработки. Самара, 2022. С. 385-387.