Ну что, наконец-то у меня добрались руки до одного из наиболее известных романов о пиратстве. Я говорю, конечно же, об «Одиссее капитана Блада» писателя Рафаэля Сабатини.
За авторством английского писателя итальянского происхождения Рафаэля Сабатини числится в районе сорока приключенческих исторических романов, но мировую известность он получил в первую очередь своей трилогией о капитане Бладе. До первого романа под названием «Одиссея капитана Блада» им было написано не менее пятнадцати произведений, но полюбилась читателям по всему свету именно книга об отважном пирате, для которого слово честь не последний звук.
Как и в большинстве удачных произведений, можно сказать, что значительная часть успеха заключается в личности автора. Чем интересней его личность, чем больший и тернистый путь он прошел, тем захватывающе его персонажи и их приключения. Родным языком Сабатини был итальянский, однако славу он получил через свои произведения, написанные на английском. Первым по-настоящему известным романом Сабатини стал вовсе не «Одиссея капитана Блада», по правде говоря. В 1921 году мировым бестселлером стал его историко-приключенческий роман «Скарамуш», но полный и окончательный успех закрепил именно пиратский роман о Бладе.
Читателя захватил даже не сам пиратский антураж, который был, впрочем, также неплох, но главный герой. Питер Блад к началу повествования уже прошел солидный жизненный путь. Он получил медицинское образование, воевал на стороне Франции против Испании и к началу описанных в романе событий предстаёт перед нами уставшим от жизни скептиком, при этом являясь молодым человеком. Питер Блад, говоря современным языком, может показаться этаким Марти Стю своего времени. Он и отлично говорит на нескольких языках, является первоклассным врачом, стратегом, превосходно фехтует. Помести его в роман Дюма «Три мушкетера», он бы с лихвой дал прикурить Д’Артаньяну и его пьянчужкам дружкам, перемести в Викторианскую Англию в произведения Конан Дойля, он щелкал бы как орешки самые сложные задачи, над которыми Холмс поломал бы голову. Вот такой герой перед нами предстает, но даже сейчас его образ не вызывает ни раздражения, ни скепсиса, так как он отлично прописан. Питер Блад умеет многое, но не всё. Так, например, в вопросах судоходства он полагается на опыт более знающих товарищей, а те качества, что развиты у него, отлично прописаны через его тернистый путь. Ну в самом деле, в чьи талант и везение мы должны более охотно поверить, в заносчивого провинциала-южанина Д’Артаньяна, у которого всё получается, или в уже умудрённого опытом, в том числе и военным, Питера Блада? Мне кажется, ответ очевиден. И никаких Каналий.
Помимо интересного и хорошо прописанного капитана Блада, книга цепляет тем, что события не происходят в условном пиратском вакууме. Сабатини не стал придумывать своих Флинтов и Сильверов. Нет, героями его романа, помимо выдуманного Блада и его окружения, являются и вполне себе исторические личности. Так, например, все злоключения молодого человека начались с того, что он неволей был вовлечен в водоворот событий, получивших в истории такое название, как восстание Монмута, произошедшее во времена правления английского короля Якова II. Ужасный и жестокий судья Джеффрис, печально известный своими кровавыми ассизами, не просто упоминается, а выносит невиновному и не принимавшему участия в восстании Бладу смертный приговор, который волей судеб заменяется на каторгу в Новом Свете. В романе происходят такие события, как война Франции и Англии, приход к власти Вильгельма III Оранского, упоминается пират Морган, и появляется Левассёр. Причем задолго до появления реального пирата с таким именем. События происходят не на вымышленном Острове Сокровищ, а в реальном Карибском бассейне. Вместе с Бладом мы через страницы книги попадем в Бриджтаун, Картахену, Тортугу, Порт-Рояль и другие реально существовавшие места. Сабатини неплохо изучил матчасть. Сказалось и увлечение творчеством Даниэля Дефо. Пожалуй, именно поэтому роман начинается с восстания Монмута, в котором Дефо принимал непосредственное участие. И именно этому восстанию главный герой Питер Блад обязан своим рабством в Бриджтауне на Барбадосе. Он и его товарищи по несчастью, зачастую реально виновные в том, что принимали участие в мятеже, на себе узнают, что значит быть рабом у жестокого человека. Так происходит до тех пор, пока в их жизнь не вмешивается желание бежать и счастливый случай. Как же показана пиратская эпоха и её эстетика?
Эпоха передана во всем своем мрачном лоске. Пираты в романе предстают и как достойные ребята, вроде самого Питера Блада с сотоварищами, так и как законченные негодяи, такие как испанский капер Дон Диего и в последующем его брат Дон Мигель. Испанцы вообще на протяжении всего произведения показаны самыми настоящими зверьми, жестокими и кровожадными. Не меньше досталось от Сабатини на орехи и французам. Они или предатели и мерзавцы, такие как Левасёр, или жадные и ничтожные одновременно корыстолюбцы, такие как адмирал де Ривароль. Более-менее приличным героем показан разве что губернатор Тортуги. Англичане предстают в основном более достойными героями, исключением являются разве что Яков II, судья Джеффрис и сам полковник Бишоп, у которого Питер был в рабстве.
К слову о рабстве. Самую тяжелую работу выполняют именно белые рабы, особый упор делается на ирландцах. Чернокожие же невольники имеют в книге в основном неплохую участь – телохранители семьи Бишоп, лакеи при дворе французского губернатора на Тортуге. Жизнь их ценится намного выше.
- «За такую цену я могу купить негра. Эти белые свиньи не умеют работать и быстро дохнут в нашем климате».
Рафаэль Сабатини «Одиссея капитана Блада»
Глава IV. «Торговля людьми».
Довольно тепло описано береговое братство, но не без негодяев в своих рядах. В целом книга не ставит вопроса, но всё равно может заставить задуматься о том, насколько допустимо судить о свободном пиратстве как таковом, когда все мало-мальски известные порты принадлежат тому или иному королевству. Ведь и Тортуга — это вовсе не пиратская житница свободных джентльменов удачи, а прежде всего владение Французского короля, который смотрит сквозь пальцы на каперов, пиратов и корсаров только исходя из позиции, что они мешают испанской гегемонии. Так что даже Питер Блад недолго ходит в свободных пиратах. Ой, недолго.
В целом, одиссея капитана Блада проходит около четырех лет, что крайне мало на огромное количество описанных событий, финалом которых становится губернаторство на Ямайке и обретенная любовь.
Продолжения:
«Хроника капитана Блада» как продолжение его «Одиссеи». Стоит ли читать?
«Удачи капитана Блада» как завершение трилогии Рафаэля Сабатини