Еще один вид работ в морском рейсе — взятие проб грунта со дна моря при помощи дночерпателя (или на профессиональном жаргоне — черпак).
Он представляет собой разных размеров железный ковш, позволяющий взять на анализ поверхностный слой грунта.
Принцип работы дночерпателя:
- С борта судна на тросе опускают дночерпатель в раскрытом виде до самого дна водоема. Глубина погружения может варьироваться от небольших глубин 5-8 метров до нескольких километров;
- Он «врезается» в дно и захлопывается, оставляя верхнюю часть грунта внутри, далее пробу поднимают на борт;
- Затем содержимое дночерпателя отправляют в контейнер;
- А затем в специальную сетку - промывочное сито, чтобы промыть и смыть все лишнее — песок и глину.
- Все оставшееся: офиуры, полихеты и многое другое - закрывают в специальной банке и фиксируют формалином.
- Полученные образцы отправляют в лаборатории на изучение специалистам, там они проводят качественный и количественный анализ обитателей поверхностного слоя — донных беспозвоночных.
Всю процедуру повторяют минимум 3 раза на одной станции.
Работа с дночерпателем требует физической силы.
Вместе с грунтом масса такой пробы может составлять более 40 кг, поэтому необходимо очень осторожно «принимать» черпак на борт, соблюдая все правила безопасности.