Еще в далеком 2021 году мне выпала честь выступить на Летней Юнгианской школе в Саратове. Перед этим, зимой, я впервые в своей жизни прочитал роман Мэри Шелли «Франкенштейн, или Современный Прометей». Он меня так впечатлил, что я загорелся идеей выступить на предстоящей конференции с докладом на тему «Сатурн как Виктор Франкенштейн». Я так сильно загорелся, что не понял и не уследил, как я перегорел. В какой-то момент я испугался, что не справлюсь. Испугался, что старшие коллеги засмеют меня, и я понесу сумасбродную чушь. И тогда идеи и разработки доклада канули в самые далекие заметки в моем телефоне. И вот с спустя 3 года я нашел в себе силы посмотреть в глаза своему творению. Рекомендую прочесть всем, кто интересуется аналитической психологией.
Миф о Сатурне (Хронос, Кронос по гречес. мифологии), древнеримском боге времени, охватывает множество слоев смыслов, которые открываются при исследовании через призму аналитической и архетипической психологии в лицах Карла Юнга и Джеймса Хиллмана.
Сатурн не только символизирует циклы времени, но и воплощает глубинные страхи. Он является архетипическим примером созидателя, который, подобно Виктору Франкенштейну, столкнулся с ужасом своего труда.
Сатурн, пожирал своих детей, опасаясь пророчества, согласно которому один из них свергнет его. Этот миф можно интерпретировать как символ страха творца перед собственным творением, страха, что оно выйдет из-под контроля. Этот страх и желание уничтожить то, что было создано, можно рассматривать как архетипическую структуру, описанную Юнгом, связанную с Тенью — той частью психики, которая содержит подавленные, отрицаемые или нелицеприятные аспекты нашей личности.
В контексте мифа о Сатурне этот страх воплощает собой конфликт между Эго (сознательным) и Тенью (бессознательным). Создание, рожденное в страсти или во тьме, как правило, наделено силой, и именно ее так боится создатель. Эта тема находит отклик в архетипе Ужасающего Отца, который не может допустить автономного существования своих детей, видя в них угрозу своему авторитету и существованию.
Персонаж Виктора Франкенштейна из романа Мэри Шелли отражает тот же архетипический мотив. Создав существо, Франкенштейн оказывается, парализован страхом перед своим творением. Он понимает, что создал чудовище. Его ужас заключается не только во внешней уродливости монстра, но и в том, что монстр представляет собой его собственную темную сторону, его Тень, олицетворяющую то, что он стремился контролировать и подавить.
По Хиллману, этот страх перед созданием можно понять как реакцию Души на творческий импульс, рожденный из недр бессознательного. Душа, как основной субъект психической жизни, не стремится к доминированию или контролю над своими проявлениями, но ужас переполняющий создателя перед созданием указывает на неспособность интегрировать эти проявления в сознательную жизнь. Что заставляет Виктора, вопреки его нормальной жизни среди людей, охотиться на чудовище как на зверя.
В аналитической психологии Юнга Сатурн также символизирует архетип разрушителя, который необходим для процесса трансформации. Этот архетип может проявляться как сила, способная разрушить старые структуры, чтобы освободить место для нового. Однако для творца, неготового принять свои собственные творения, этот архетип становится источником преград и унижений для Эго и Персоны.
В психологии Хиллмана архетип разрушителя рассматривается не как разрушительная сила, а как необходимая составляющая психологического процесса. Хиллман подчеркивал, что Душа требует разрушения старых форм, чтобы эволюционировать. Таким образом, страх Сатурна перед своими детьми можно рассматривать как сопротивление этой трансформации, изменениям в мире (как внутреннем, так и внешнем).
Идея о том, что страх порождает желание уничтожить объект этого страха, перекликается с темой самосаботажа и отрицания внутреннего роста (что интересно в гуманистической парадигме страх включает в нас инстинкты «беги или замри». Но на глубинном уровне психического страх перед созданием соединяясь с архетипом Ужасного отца обретает еще один аспект «бей»). Создатели, такие как Сатурн и Виктор Франкенштейн, сталкиваются с необходимостью разрушить то, что они создали, поскольку это творение слишком близко связано с их собственной Тенью, их скрытыми аспектами. Тень воспринимает как угроза существованию.
Эта идея имеет глубокие психологические корни. Столкновение с собственными творениями, будь то дети, идеи или проекты, вызывает глубинные страхи перед изменением и утратой контроля. Так же я подчеркиваю одну из самых глубоких психологических дилемм: страх перед собственными творениями. Этот страх, укорененный в архетипах и бессознательном, является мощным источником разрушительных импульсов.
В мифе о Сатурне это проявляется в буквальном поглощении своих детей, как способе сохранить власть и избежать трансформации, которую они могут принести. А Виктор в свою очередь выслеживает с мыслью убить монстра Франкештейна, чтобы сохранить свое лицо и статус в рамках очень консервативного общества, которое не готово к трансформациям, как и сам Виктор.
Таким образом, через призму аналитической и архетипической психологии мы можем увидеть, что создание чего-то нового всегда сопряжено с необходимостью разрушения старого. И, возможно, именно в этом разрушении и заключается истинная сила творческого акта.
Автор: Антон Баранов
Психолог, Очно и онлайн
Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru