Найти тему

В Новгородской области при участии НовГУ создают региональный педагогический кластер

В Региональном институте профессионального развития проходит научно-практическая конференция с международным участием «Развитие регионального педагогического кластера: от открытия профессии к педагогическому мастерству». Участниками стали преподаватели и студенты вузов, колледжей и лицеев, преподаватели системы повышения квалификации, руководители образовательных организаций, учителя школ.

В рамках конференции состоялась презентация проекта регионального педагогического кластера. Его реализация намечена на 2024-2026 годы. Цель кластера – создание единой системы предпрофессиональной и профессиональной подготовки педагогов. Предпосылки его создания – наличие кадрового дефицита учителей, изменения в региональной системе общего образования, реформа педагогического образования в НовГУ, реализация ПРП «Город-Университет», формирование региональной сети психолого-педагогических классов.

Уже два года подряд Педагогический институт НовГУ выполняет квоту целевого приема, — отметил ректор НовГУ Юрий Боровиков. — Понятно, что результата не следует ждать уже завтра. Но через четыре года эти выпускники придут в школы города и региона. Это наше общее дело. И мы – профессорско–преподавательский состав университета, директора школ, министерство образования региона – справляемся с этой задачей.

В Новгородской области создано 135 профильных классов, из которых 28 - психолого-педагогические. В рамках приоритетного регионального проекта «Город–Университет» для поддержки развития психолого–педагогического образования введены гранты для учителей–предметников от 100 000 до 200 000 рублей, специальная стипендия для студентов целевого набора «Мудрый учитель» в размере 20 000–30 000 рублей по результатам ЕГЭ, организован проект «Мудрый Репетитор» — программа обучающих курсов для школьников 9–11 классов по подготовке к ОГЭ и ЕГЭ на безвозмездной основе.

Основными задачами кластера являются интеграция кадровых, информационных и образовательных ресурсов, увеличение количества выпускников школ, сдающих экзамены по физике, математике, химии и биологии. Также в перечне целей – повышение качества подготовки педагогов в условиях реальной практики, обеспечение педагогическими кадрами образовательных учреждений региона, методическое сопровождение психолого-педагогических классов и формирование системы бесшовного образования.

Образование — важный элемент и фактор устойчивого развития региона, — рассказал директор междисциплинарного центра открытого образования НовГУ Михаил Певзнер. — Но, оказывается, проблема дефицита педагогических кадров является общемировой. Самая высокооплачиваемая категория учителей в Германии, и всё равно наблюдается абсолютнейший дефицит педагогических кадров, особенно учителей математики и других естественных технологий.

На пленарном заседании рассказали о проблемах при подготовке учителей в Новгородской области, мерах для повышения качества образования и адаптации молодых педагогов, а также внедрении профильных классов для подготовки будущих учителей.

Были проанкетироны 125 молодых педагогов Новгородской области, со стажем работы от одного до пяти лет. Цель – выяснить, какие проблемы возникают в процессе рабочей адаптации и как складываются отношения молодых педагогов администрацией школ, учениками и ихродителями.

— Первое отличие результатов этого исследования от предыдущих – менее 5% опрошенных имели проблемы с руководством образовательной организации, — рассказал Михаил Певзнер. — Руководители лелеют молодых учителей, лишь бы удержать их в профессии и сократить дефицит педагогических кадров. Сложности с организацией воспитательной работы испытывают всего 7% опрошенных. Самые большие трудности учителя испытывали с родителями учеников.

Проект «Региональный педагогический кластер как ресурс инновационного развития территории» является победителем регионального конкурса Российского Научного Фонда. Софинансирование гранта осуществляет правительство Новгородской области. Кластер реализуется на средства совместного с РНФ и регионом финансирования по проекту «Региональный педагогический кластер как ресурс инновационного развития территории».

Кластер — сконцентрированная по географическому признаку группа взаимосвязанных организаций, поставщиков услуг, фирм в соответствующих отраслях, а также связанных с их деятельностью организаций.