Найти тему

Тайны театра и искусства в целом

«Чему учит нас тот или иной спектакль?», – этим вопросом задалась одна из моих онлайн знакомых в VK.

В этом же посте она привела ответ на этот вопрос сценариста Олега Лоевского:

«Очень важно понимать, что театр нас ничему не учит. А чему вас нужно научить? Какая часть фразы “не убей” непонятна человечеству? Вы всё знаете. Но почему поступаете по-другому – вот с этим театр пытается разобраться».

Совершенно верно. Морально-нравственным ценностям театр никого не учит. И как правильно поступать в той или иной ситуации тоже не учит.

И жизнь театр показывает не настоящую, даже если спектакль основан на реальных событиях и поставлен в предельно реалистической манере. С событиями театр поступает так же, как наука с созданием понятий типа идеального газа, где параметрами, не оказывающими заметного влияния, можно пренебречь. Театр вырывает события из контекста жизни, а ведь контекст, из которого их вырвали, создаёт те самые события, рождает их.

И даже разобраться с тем, почему люди поступают вопреки морали, нравственности и законам, театр не пытается.

Что же он тогда делает?

Мне в жизни крупно повезло. Я получила ответ на этот вопрос. Правда то, что это был ответ, и что за ответ это был, я выяснила для себя много позже. Сам же ответ пришёл ко мне в середине 80х прошлого столетия в Малом театре на спектакле «Сирано де Бержерак». Главную роль исполнял Юрий Соломин.

В те времена, я практически каждый вечер проводила в одном из московских театров. Мне очень нравилось, но я тогда не задавалась вопросом, почему. Во-первых, я только начала выходить из детского возраста, а потому всё ещё верила всему, что по этому поводу говорили взрослые. Во-вторых, специальность, получением которой я как раз занималась, предполагала глубокое знакомство со всеми видами искусства, и театральным в том числе. Так что у меня был веский «законный» повод, ходить по театрам.

Постепенно обойдя все театры, я зависла в Малом, и вскоре «Сирано де Бержерак» остался единственным спектаклем, который я ни разу не видела. Даже студенческий билет учебного заведения искусств оказался бессилен открыть на него дверь. Меня это заинтриговало, и весь учебный год я целенаправленно пыталась попасть на «Сирано». В конце летней сессии мне, наконец, улыбнулась удача. Мой драгоценный студенческий обеспечил мне «входной» на самый верхний ярус.

Не знаю, может сейчас что-то изменилось – давно не была в Москве, и, соответственно, в Малом театре – в те же годы, на самом верхнем ярусе стульев не было, благодаря чему он вмещал огромную толпу «стоячих» зрителей. К счастью, я зашла одной из первых, и мне удалось занять место у парапета.

Проблема в том, что для меня стоять смерти подобно. Ходить хоть целый день могу, но вот стоять…

В общем, я собрала всю свою силу воли, настраиваясь, что дискомфорт придётся испытывать долго.

Начался спектакль. Меня не просто захватило действо. Это было что-то другое, и такой силы, что в редкие моменты, когда проблески сознания на мгновения возвращались, я ловила себя в неестественных гротескных позах с неестественным гротескным выражением на лице.

Это не были эмоции, вызванные происходящим на сцене. Это было что-то другое, но вот что, пониманию не поддавалось, так как в то время сравнивать мне было не с чем.

Через несколько лет, выйдя замуж, я поняла, на что это похоже. Точнее, не то, что бы похоже, а к какой категории то явление, происходившее со мной можно отнести.

Нечто общее у этого состояния есть с пиком соития мужчины и женщины. То есть, это – явление того же порядка. Только эти ощущения не локализуются в одной части тела, а охватывают его целиком, и длятся не секунды, а…

Когда спектакль закончился, я поняла, что я не могу сейчас спуститься в метро и ехать домой. Чтобы как-то вернуться в норму, я пошла на Красную площадь, обогнула Кремль, дальше мой путь лежал по Калининскому проспекту (ныне – Новый Арбат) до Садового кольца…

Тогда я жила в 15-20 минутах езды на автобусе от метро «Октябрьское поле». Я дошла пешком до «Беговой». В районе «Беговой» здравому смыслу удалось пробить дорогу в сознание и заставить воспользоваться общественным транспортом.

Все два месяца летних каникул я ничего не читала, не смотрела телевизор, не ходила ни в театр, ни на концерты, ни в кино. Я продолжала жить тем состоянием, в которое вошла на спектакле, холя и лелея его. Разумеется, время постепенно притупляло ощущения, а потому я избегала любых новых впечатлений. Но… Начался новый учебный год, и пришлось возвращаться в общепринятую реальность.

Постепенно я стала замечать, что в такое состояние я вхожу – и всегда входила – на многих спектаклях, концертах, экспозициях произведений изобразительного искусства, читая художественную литературу, только интенсивность его в десятки, а то и в сотни раз меньше.

Это состояние не просто приятное. Оно что-то делает, и не с физиологией, и даже не с психикой, а с чем-то гораздо глубже.

В общем, заинтересовало оно меня настолько сильно, что свою трудовую деятельность я начала в театре, и через пару лет даже открыла свой – маленький театр кукол – дабы ничто и никто не мешал моей исследовательской деятельности.

Что это состояние делает и для чего оно нужно, я здесь рассказывать не стану, так как звучать будет слишком фантастично и неправдоподобно для человека, никогда в него глубоко не погружавшегося.

Вместо этого, я опишу, как его усилить, дабы обнаружить и самому сделать все открытия. Уверена, испытывают его при взаимодействии с произведениями искусства все, только оно слишком слабое для какого-либо серьёзного использования.

Итак:

  1. Соедините перед собой ладони, как для молитвы
  2. Разведите ладони в стороны сантиметра на 3-4 и начните слегка двигать. Можно делать небольшие круговые движения, либо то приближать, то отдалять ладони. Лучше сочетать эти движения. Продолжайте, пока не почувствуете лёгкое покалывание в кончиках пальцев и «горячий шар» между серединами ладоней. Запомните это ощущение.
  3. На спектакле, или на концерте, или в художественной галерее, взаимодействуя с произведением искусства, сместите своё восприятие со зрения-слуха на всё тело, сосредоточив особое внимание на солнечном сплетении и позвоночнике с акцентом на седьмом позвонке (выпирающий позвонок у основания шеи). Когда получится, вы испытаете в этих областях ощущения, похожие на те, что научились чувствовать ладонями – лёгкое покалывание, «горячий шар» или что-то подобное.
  4. Погрузитесь в эти ощущения и воспринимайте произведение искусства ими хотя бы чуть сильнее, чем через зрение и слух, и по возможности отключите внутренний диалог.

Пост, вдохновивший на написание этой статьи: https://vk.com/wall389582122_7775

Статья оказалась полезной? Поддержите лайком и поделитесь, чтобы больше людей смогли её прочесть. А так же подпишитесь на канал, чтобы не пропустить другие публикации.