Варсонофий Оптинский – один из известных старцев Оптиной пустыни. Преподобный Нектарий говорил о нем, что, будучи военным с блестящей карьерой, он в одну ночь изменился по воле Господа и стал старцем. Он был щедро одарен такими дарами, как: прозорливость, чудотворение, экзорцизмом и целительством. Говорят, что часто во время молитвы старца Варсонофия окружало неземное свечение. А после смерти некоторым послушникам было несколько раз явление его.
Павел Плиханков - такое имя в миру носил Варсонофий, родился в июле 1845 года. Большую часть жизни, до 46 лет, он провел в миру. Сначала учился в кадетском корпусе, затем поступил на военную службу, и там сделал военную карьеру, однако, сам добровольно отказался от всех тех благ, которые сулил ему успех на военном поприще. Для его сослуживцев такое решение Павла Ивановича было непонятным: красивый, статный полковник, жениться не торопился, избегал светских развлечений и званых обедов, бросил даже посещать театр. Такое его внезапное изменение в поведении оправдывали только сумасшествием. Прочесть удивительную историю, случившуюся в Оптиной пустыни, можно, пройдя по ссылке https://t.me/prav_prazdnik/245.
Как-то раз ноги как будто сами привели Павла Ивановича в маленький монастырь святого Иоанна Предтечи. Была эта обитель бедной, но Павла привлекли сюда мощи святого Варсонофия Казанского, у которых полковник стал часто проводить время в молитвах. В это время стали ему приходить на ум мысли о монашеском подвиге. И если поначалу уход от жизни в монастырь казался ему невозможным, то со временем он все чаще думал об этом, и его наполняла решимость уйти от мира. Павел начал думать о том, какую обитель избрать для своей дальнейшей жизни и в какой-то момент ему попалась небольшая духовная брошюра, а в ней история о преподобном Амвросии и Оптиной пустыни.
Приехав первый раз в Оптинский скит и направившись в небольшую хибарку отца Амвросия он услышал от старца слова о том, что приехать ему нужно будет через 2 года, тогда тот его примет. Прошло два года, и Павел Иванович подал в отставку, но отправившись в Оптину, понял, что опоздал – старец Амвросий уже ушел из жизни.
В 1892 году Павла Ивановича зачислили в Иоанно-Предтеченский скит, и одели в подрясник. Так началась его новая жизнь в служении Богу. Спустя год Павел был пострижен в рясофор, а по прошествии еще 7 лет – в мантию и получил новое имя – Варсонофий. В конце 1902 года он был рукоположен в иеродиакона, а спустя год в сан иеромонаха. Позднее отец Варсонофий был переведен в духовники Шамординской женской пустыни, там он пробыл несколько лет.
Начавшаяся Русско-японская война внесла свои коррективы в жизнь преподобного, он в качестве послушания отправляется на фронт и там, подвергаясь смертельной опасности, рассказывает солдатам о Боге, причащает их, исповедует смертельно раненых и умирающих. По окончании войны он вновь становится духовником и, получив сан Игумена, становится начальником скита.
Между тем слава о преподобном Варсонофии уже распространилась по всей России. К этому времени уже ушли к Богу и праведник Иоанн Кронштадтский, и старец Варнава Гефсиманский. В стране наступало страшное, предреволюционное время и люди, боясь утонуть в мирском хаосе, охотно приезжали в Оптину к старцу Варсонофию, а он же с большим трепетом относился к каждому из них и исцелял их не столько от физических недугов, но чаще от душевных.
Несколько раз преподобному приходилось по послушанию покидать Оптину пустынь. В одну из таких поездок он отправился на станцию Асталово, чтобы дать последние напутствия умирающему классику русской литературы – Льву Толстому. Но, как он не пытался, к писателю его не допустили ни родные, ни врачи. Отец Варсонофий счел это происками сатаны, ведь Лев Толстой в те времена был отлучен от Православной Церкви.
Через два года после случившегося отца Варсонофия переводят в Богоявленский монастырь в качестве настоятеля. Причиной такого перевода послужили жалобы и даже доносы. Как не тяжело ему было покидать Оптину Пустынь, он просил оставить его в обители хотя бы послушником, но так и не получил на свою просьбу ответа.
Новая обитель. Куда был переведен преподобный, находилась в крайне запущенном виде, поэтому ее благоустройство и решение массы проблем в связи с этим помогли Варсонофию пережить разлуку с столь дорогой его сердцу Оптиной. В этом забытом Богом месте к нему, как и в Пустыни, приезжают разные люди, он, как и прежде, всех принимает без отказа. Именно в Старо-Голутвине его молитвами исцеляется глухонемой подросток. Но управлять этой обителью старцу Варсонофию не пришлось долго, не прошло и года, как страшная болезнь захватила его, но и эти предсмертные страдания он перенес достойно. Преподобный ушел из жизни 14 апреля 1913 года и похоронен в Оптиной Пустыни.
Старец Варсонофий оставил богатое духовное наследие, это и письма, и беседы, и воспоминания, и даже духовные стихотворения. Сохранились также и его пророчества. В некоторых из них он словно бы предупреждает человечество о том, что скоро настанут последние дни. К приметам таковых дней он относит разрушение храмов, притеснение монастырей и гонение на христиан. Действительно, преподобный Варсонофий ощущал надвигающуюся катастрофу, связанную с революцией. Он мистически подходил к объяснению грядущего происходящего, говоря, что «весь мир находится под влиянием какой-то силы», имея в виду ту самую силу, которая овладевает человеком полностью: парализует его волю, ум и душевные силы. Отец Варсонофий говорит о том, что сила эта недобрая, и исходит она от дьявола: «это антихрист идет в мир». Именно о тех, чьими руками вершилась революция, преподобный говорит – «это его предтечи».
Можно добавить, что предтечами антихриста всегда считали отступников от веры, а также цареубийц, то есть тех людей, истории о которых написаны кровью. Старые верующие люди часто говорили, что тот или иной политический лидер, несущий своей стране разрушения и беды и был ни кто иной, как «малый антихрист». Если мы вспомним кровавую историю нашей страны, то таких найдется немало.
Следует добавить, что у старца Варсанофия однажды случилось видение об антихристе. В книге «На Берегу Божьей руки» описывается случай, когда преподобный прогуливался со старцем Нектарием и по секрету говорит ему, что видел страшный сон, после которого он много дней находился под впечатлением. Затем он прервал рассказ и будто бы решил не говорить об этом сне, но добавил, как бы мельком: «Ко мне антихрист приходил». По ссылке можно прочитать мысли старца Николая Гурьянова о Втором пришествии Христа https://t.me/prav_prazdnik/340.
Священники, трактуя цитату отца Варсанофия, говорят о том, что антихрист, его приход, считается последним звеном в замысле Сатаны, а в мире уже действуют так называемые «малые антихристы», его предтечи.
Встречали ли вы пророчества о последних днях и пришествии антихриста в духовных трудах других святых отцов?
Знаете ли вы, кого именно старцы имели в виду, называя их предтечами антихриста?
Будем рады, если своим мнением вы поделитесь в комментариях.