Сергей Дмитриевич Милорадович (1851-1943) принадлежал к московской школе передвижников. Выросший под руководством В.Г.Перова, И.М Прянишникова, он был искренним последователем реалистических традиций в русском искусстве второй половины XIX века.
Милорадович родился в 1851 году в семье сельского дьякона. В 1861 году он поступает в духовное училище, где впервые начинает рисовать. С 1866 г. будущий художник посещает Строгановское училище, а через год переходит в Московское Училище живописи, ваяния и зодчества. Его принимают в фигурный класс, где он занимается у П.А.Десятова, И.М.Прянишникова, а в следующий год Милорадович получает "первый номер" и переводится в натурный класс к В.Г.Перову и Е.С.Сорокину. Он вспоминает:
"Евграф Сорокин был строгим последователем академических традиций. Для учеников он выбирал сюжеты из народного эпоса или древней истории. Перов предлагал темы бытового характера или из произведений русских классиков. Беседуя со мной и зная проведенное мною детство и службу среди духовенства, он неоднократно советовал мне писать картины из быта духовенства".
Милорадович быстро приобретает первенство среди товарищей по рисунку, Перову нравилось, как Сергей Дмитриевич рисовал.
В 80-е годы одной из тем, волновавших русское общество, являлась тема раскола. На этот сюжет в 1881 г. Перов пишет картину "Никита Пустосвят", а в 1887 г. В.И.Суриков заканчивает "Боярыню Морозову".
Милорадович принимается за работу над своей первой исторической картиной "Черный собор". Картина изображала бунт соловецких монахов в 1666 году. Когда в монастырь были присланы новые церковные книги, монахи наотрез отказались их принять, держась за старую веру.
Глубокий драматизм этой сцены очень хорошо передан художником. Образы монахов насыщены экспрессией, раскрыто богатство их душевных переживаний. Центром композиции является аскетическая фигура священника Геронтия. Жест его поднятой высохшей руки полон фанатизма и напряженности. Ему вторят воздетые руки святых на иконах. Выразительны фигуры старцев. Обращенные к оратору, охваченные гневом или недоверием, они прислушиваются, возмущаются, негодуют. Милорадович внёс в свою композицию глубокий психологизм. Искусствовед В.А.Григорьева отмечает, как художник подчеркивает драматизм ситуации "темным колоритом картины, богатством рефлексов скользящего света на серебре подсвечников, на чёрных одеждах иноков, на слабо мерцающих в глубине иконах. Красиво сочетание темных ряс, насыщенных световыми бликами и коричневато-зеленоватых стен храма, расписанных вытянутыми фигурами святых".
И.Н.Крамской в письме А.С.Суворину от 12.02.1885 даёт высокую оценку картине:
"Эта картина глубоко национальна и типична, конечно, у Неврева вещь лучше нарисована и практичнее написана, но у Неврева нет и помина о животрепещущей правде (речь идёт о картине Н.В.Неврева "Суд на патриархом Никоном"). Обратите внимание в "Чёрном соборе" на лица служащих, и вы невольно начинаете принимать участие в том, что здесь происходит ".
Репин пишет в письме М.П.Федорову от 7.03 1886 г.:
"Вспомните, какая была индивидуальность фигур и лиц, как все это переносило куда-то, где не всякому удалось побывать, но всякому кажется, что это чистейшая правда".
Картина имеет успех на XIII Передвижной выставке. Появляется ряд положительных откликов в прессе. Милорадовича называют крупным талантом, хотя некоторые критики указывают на подражание Перову. С выставки картина "Черный собор" была приобретена П.М.Третьяковым.
Окрыленный успехом, художник принимается за вторую историческую картину, посвященную теме раскола, - "Суд над патриархом Никоном". Третьякову работа не понравилась. И сам автор понимал, что работа его мало продумана, плохо скомпонована. Отзыв Репина о ней глубоко отрицателен. Но художник не оставил картину, а упорно работал над ней в течение долгих лет.
В 1885 году Милорадович знакомится с В.И.Суриковым. Он вспоминает о своих встречах у него на квартире, где всегда было так холодно, что и хозяин, и гости сидели в шубах, накинутых на плечи, и грелись у самовара. Суриков говорил: "Я сибиряк и люблю холод".
Милорадович вспоминает, что его учитель Перов неоднократно советовал ему писать жанры из быта духовенства. Художнику, который провел детство в деревне, был близок этот быт во всей его простоте. В 1887 году он пишет жанровую картину "Архиерей в гостях у помещицы", "За подсчётом караваев".
После ряда жанров художник снова обращается к исторической живописи. Темой своей картины он избирает оборону Троице-Сергиевой лавры в 1609 году. Милорадович едет в лавру, чтобы на месте ознакомиться с историческими материалами для создания полотна, но прибыв на место, он узнает, что до него сюда приезжал писать этюды художник В П.Верещагин, который получил заказ от императора написать картину на эту же тему.
Вернувшись в Москву, Милорадович встречает П.Н.Полевого, редактора журнала "Живописное обозрение". Полевой видел картину Верещагина: "Это парад, написанный по заказу государя, а действительной правды в ней нет. Не оставляйте своей мысли, я убежден, что у вас получится живая и правдивая картина".
После этого Милорадович начал усердно работать в архивах и писать этюды. Часто заходил к нему в мастерскую П.М.Третьяков, что всегда было хорошим признаком, рылся в папке с рисунками, смотрел этюды. В 1894 году художник заканчивает свое произведение и везёт на XXII Передвижную выставку в Петербурге.
В картине "Осада Троице-Сергиевой лавры" художник очень верно передаёт момент народного патриотического подъёма, воодушевления монахов, готовящихся к обороне. Облачное, взволнованное небо в отсветах зарева пожара усиливает драматизм композиции. В трактовке исторического момента картина имела большой успех. Особенно восторгался ею Н.Н.Ге. В.Е.Маковский в своем письме к Третьякову 1894 года находит, что Милорадович никогда ничего не писал лучше этой картины, он называет её "поистине прекрасной вещью, которая переносит зрителя в далёкое прошлое да ещё полное жизни", а это он считает большим достоинством.
Продав картину, Милорадович едет в Париж, посещает Салон, в Люксембургской галерее любуется полотнами Бастьена-Лепажа и Месонье, музей Лувра поражает его картинами Рубенса, едет на выставку "Отверженных", где смотрит работы пуантилистов и кубистов.
Из Франции Милорадович направляется в Берлин, где даёт следующую характеристику французской и немецкой живописи:
"Немцы любят больше мыслить в искусстве, французы любят чувствовать. У немцев на первом плане содержание картины, у французов - красота формы, свет и колорит".
По возвращении в Москву в конце 1894 года Милорадович поступает преподавателем головного класса в Училище живописи, ваяния и зодчества.
В занятиях с учениками он настаивает на строгости рисунка. Милорадович часто вспоминал слова Евграфа Сорокина:
"Нужно научиться рисовать, а писать каждый сам научится"
В 1898-99 г.г. Милорадович пишет "Путешествие протопопа Аввакума по Сибири", ""Протопоп Аввакум в братском остроге", "Путешествие протопопа Аввакума" и другие картины, которые создают как бы единый цикл произведений, сюжетно связанных друг с другом.
В 1907 году Милорадович заканчивает своеобразное полотно "Суд над патриархом Никоном". Серьёзно продуманное и основательно скомпонованное полотно появилось на Передвижной выставке 1907 года, где имело большой успех. Особенно понравилась картина В.А.Серову: "У этого боярина в картине, - говорил он, - как будто бы рыбья кость осталась ещё в бороде после сытного обеда".
В октябре 1909 года Милорадовичу присуждают звание академика живописи.
В советское время ввиду преклонного возраста и снижения востребованности религиозной живописи отошёл от активной художественной деятельности, но продолжал преподавать в различных учебных заведениях.
🎨 Если статья была вам интересна, то прошу поставить лайк или написать комментарий. Мне интересно знать ваше мнение.
Источники: "С.Д.Милорадович", В.А.Григорьева, изд. "Искусство", Москва, 1971; Википедия.