Найти тему
Ведомости Юг

В промзонах в центре Краснодара увидели больше вреда, чем пользы

Оглавление
пресс-служба мэрии Краснодара
пресс-служба мэрии Краснодара

В центре Краснодара не должны развиваться промышленные комплексы – их необходимо выносить на окраины города, что будет лучше как для самих предприятий, так и для жителей города. Такое мнение высказал на прошедшей 15 октября пресс-конференции мэр Краснодара Евгений Наумов, комментируя новый Генплан, который предполагает строительство жилья на месте недействующего «Масложиркомбината “Краснодарский“» на ул. Тихорецкой.

Изменение назначения зоны с промышленной на жилую до этого вызвало в краевом центре оживленные обсуждения. Но, по словам Наумова, это неизбежно должно было произойти и в целом соответствует трендам российских городов.

«Мы видим реновацию промзон в Москве, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге и других миллионниках. Жизнь города требует выноса крупных производств за границы жилого сектора. Тем более что «МЖК» уже не действует, это «мертвая» промышленная зона», – отметил мэр.

Он подчеркнул, что «МЖК» занимает территорию в 22 га, что не составляет и десятой части от Восточной промышленной зоны – специально отведенной территории в Краснодаре, предназначенной для реализации индустриальных проектов. Также в новом Генплане города, который примут до конца ноября, в станице Елизаветинской отведены 120 га под создание промышленного экопарка.

«Задача – соблюсти баланс территорий»

При этом жилье не появится на территории «МЖК» одномоментно, уточнили в мэрии – пока речь лишь о зонировании в градостроительных документах. По словам Наумова, прежде чем там появятся дома, будет решена проблема перегруженности улично-дорожной сети в этом районе города. В частности, построены транспортные развязки Тихорецкая – Восточно-Кругликовская, а также Володарского – Шевченко. А в будущем будет прорабатываться вопрос расширения самой Тихорецкой – из двух- в четырехполосную дорогу.

Руководитель департамента архитектуры и градостроительства Краснодара Василий Домрин пояснил, что Единый документ территориального планирования будет объединять все основные градостроительные документы города.

«Его задача – соблюсти баланс территорий. И в центре города не должно быть промышленной зоны, нарушающей транспортную доступность», – отметил Домрин.

Евгений Наумов также прокомментировал судьбу объектов культурного наследия, расположенных на территории «МЖК». Он заверил, что их сохранение будет одним из условий при заключении договора комплексного развития этой территории с будущим инвестором.

По данным системы «СПАРК-Интерфакс», ОАО «МЖК “Краснодарский“» зарегистрировано в 1994 г. в Краснодаре, по адресу ул. Тихорецкая, 5.  В период с 2020 г. предприятие показало чистую прибыль лишь дважды – по итогам 2021 г. (80 000 руб.) и в 2022 г. (1,8 млн руб.). Убытки в 2020 г. составили 19 млн руб., в 2023 – 38 млн руб., а во втором квартале 2024 г. – 18 млн руб. Комбинат работал в составе группы «Юг Руси», но сейчас оборудование оттуда вывезено.

«Это решение, которое нужно городу»

Член Общественной палаты Краснодара и комиссии по землепользованию и застройке муниципалитета Владислав Амерханов рассказал «Ведомости Юг», что на ситуацию с «МЖК» можно взглянуть с двух сторон.

«Можно посмотреть на пример Москвы, где постоянно проводят реновацию промышленных территорий и делают из них жилые районы. И, как показывает практика, эти локации становятся востребованы в новом качестве», – подчеркнул Амерханов.

Вторым вариантом, по его мнению, является создание в центре нетоксичных производств, например, в IT-сфере. Это возможно в теории, но в реальности все определяют экономические факторы.

«Если этот район более интересен бизнесу с точки зрения строительства жилья – значит, он считает, что так можно использовать эту территорию более эффективно. Но, разумеется, застройка в городе сейчас возможна только в рамках договора комплексного развития, предусматривающего полное обеспечение жителей всей необходимой инфраструктурой», – констатировал Амерханов.

Доктор экономических наук Александр Полиди считает, что развитие промышленности в центральной части города является нецелесообразным с точки зрения логистики и экологии.

«То есть речь не о том, нужны промзоны в центре или нет. В современных реалиях такие производства в центре просто не смогут быть экономически эффективными. И, на мой взгляд, мэрия пошла на смелый, но необходимый шаг, не следуя за популистским флером, сложившимся вокруг этой ситуации. Это решение, которое нужно городу», – отметил Полиди.

По его словам, джентрификация является неизбежным процессом для крупных городов, и многие мегаполисы, в том числе за рубежом, проходят этот путь уже в течение 50 лет.

В целом, по словам экспертов, промышленность необходима для сохранения экономического баланса города, а также создания рабочих мест. Но работать предприятия должны в специально создаваемых для этого зонах, где их издержки будут не так высоки, как в центре Краснодара.