Найти тему
Мужские Мысли

Танец фей в лунном свете: мистическая красота картины Уотерхауса

Оглавление

В мире искусства есть картины, которые притягивают к себе внимание не только красотой и мастерством исполнения, но и загадочностью сюжета. Одной из таких работ является «Магический круг» — полотно, созданное в 1886 году талантливым английским художником Джоном Уильямом Уотерхаусом.

«Магический круг» — это живописное полотно, созданное в стиле прерафаэлитов британским художником Джоном Уильямом Уотерхаусом в 1886 году. 
На картине изображена ведьма или колдунья, которая очерчивает на земле огненный круг. Этот круг служит для проведения магических ритуалов.

«Магический круг» был представлен на выставке в Королевской академии в том же 1886 году, став третьей работой Уотерхауса на тему сверхъестественного. Она последовала за «Советом с оракулом» и «Святой Евлалией».

Картина была хорошо принята на выставке и в том же году приобретена галереей Тейт за 650 фунтов в соответствии с завещанием Френсиса Чантри.

Критики и зрители высоко оценили это произведение искусства.
«Магический круг» — это живописное полотно, созданное в стиле прерафаэлитов британским художником Джоном Уильямом Уотерхаусом в 1886 году. На картине изображена ведьма или колдунья, которая очерчивает на земле огненный круг. Этот круг служит для проведения магических ритуалов. «Магический круг» был представлен на выставке в Королевской академии в том же 1886 году, став третьей работой Уотерхауса на тему сверхъестественного. Она последовала за «Советом с оракулом» и «Святой Евлалией». Картина была хорошо принята на выставке и в том же году приобретена галереей Тейт за 650 фунтов в соответствии с завещанием Френсиса Чантри. Критики и зрители высоко оценили это произведение искусства.

На этом полотне, созданном в стиле, характерном для Уотерхауса, в центре композиции находится главный герой — одинокая женская фигура. Она окружена туманным пейзажем, который кажется слегка нереальным. Фигуры на заднем плане едва различимы, их можно увидеть только при внимательном рассмотрении. Всё это сделано намеренно, чтобы создать образ ведьмы — единственного важного персонажа на картине.

На картине изображена женщина в ярком платье, стоящая в центре магического круга. Её лицо скрыто в тени, но можно заметить, что оно имеет смуглый цвет и напоминает о традициях средневосточных народов. Причёска женщины напоминает о ранних англосаксах, а платье украшено элементами, характерными для персидских и древнегреческих воинов.

Кто эта загадочная женщина? Что она делает в магическом круге? Эти вопросы задают себе многие искусствоведы и любители живописи. Некоторые считают, что она является колдуньей или жрицей, обладающей магической силой и даром пророчества. Другие предполагают, что она просто красивая женщина, которая позировала художнику.

В левой руке она держит серп, напоминающий полумесяц. Это связывает её с Луной и Гекатой — богиней Луны и колдовства.

В правой руке она держит палочку, которой очерчивает вокруг себя магический круг. За его пределами пейзаж кажется голым и бесплодным. Группа грачей или воронов и лягушка — все они символизируют зло и связаны с колдовством — находятся за пределами круга.

Однако в пределах круга находятся цветы и сама женщина, которые символизируют красоту.

Смысл картины не совсем понятен, но её загадочность и необычность вызывают отклик у современных зрителей.

Когда картина была выставлена в Королевской Академии в 1886 году, критик журнала «Magazine of Art» написал: «Мистер Уотерхаус в своём «Магическом круге» остаётся лучшим в своём роде — оригинальным в концепции и живописным в своих результатах».

Однако, несмотря на разные толкования, «Магический круг» остаётся одной из самых загадочных картин Уотерхауса. Она привлекает внимание своей красотой и таинственностью, заставляя зрителя задуматься о смысле происходящего на полотне.

Возможно, ответ на вопрос о том, кто эта женщина и что она делает в магическом круге, скрыт в деталях картины. Может быть, она является символом борьбы между светом и тьмой, добром и злом, жизнью и смертью. Или же она просто отражение фантазии художника, который хотел создать нечто необычное и загадочное.

В своей картине «Магический круг» Уотерхаус особое внимание уделил углам. Он создал идеальный круг, который ведьма очерчивает вокруг себя, с помощью треугольника — её прямой руки, продолжающейся в палке, расположенной под углом 45 градусов к телу.

Решительное выражение лица ведьмы подчёркивает её силу. Она не включает в круг ворон и лягушку — популярные символы магии того времени. Кроме того, её контроль над столбом дыма, исходящим из котла, остаётся прямым, несмотря на ветер, и не развевается в стороны.

Композиция «Магического круга» напоминает более позднюю картину Уотерхауса «Миранда» (1916), на которой также изображена женщина, связанная с магией. Ведьма одета в платье, напоминающее платье «Миранды», а её лицо видно только в профиль.

В отличие от работ Фредерика Сэндиса, таких как «Медея» (1868) и «Фея Моргана» (1864), где колдуньи изображены с мрачным выражением лица, Уотерхаус решил создать образ ведьмы с решительным и интригующим взглядом.

Чудеса, магия и дар пророчества часто встречаются в творчестве Уотерхауса. Тема женщины-колдуньи также присутствует в таких его работах, как «Цирцея предлагает кубок Одиссею» (1891, Олдхэмская галерея) и «Гилас и нимфы» (1896, Манчестерская галерея).

Уотерхаус также создал ряд работ на ближневосточную тематику, которые были созданы под влиянием современных ему художников, таких как Ф. Льюис (1805—1876) и Лоуренс Альма-Тадема (1836—1912), а не основаны на его собственном опыте. Это одна из ранних работ Уотерхауса, отражающая его увлечение экзотикой.

Как бы то ни было, «Магический круг» остаётся одним из самых интересных и загадочных полотен Уотерхауса. Она заставляет зрителя задуматься о вечных вопросах бытия, о смысле жизни и о том, что ждёт нас после смерти. Возможно, именно поэтому она так привлекает внимание любителей искусства со всего мира.

О нём

Джон Уильям Уотерхаус — выдающийся английский художник, родившийся в Риме в семье художников. Позже семья переехала в Лондон, где он прожил всю свою жизнь. Первые уроки живописи он получил от своего отца, а в 1870 году поступил в Королевскую Академию художеств.

Джон Уильям Уотерхаус (англ. John William Waterhouse, [ˈwɔːt ə haus]; 6 апреля 1849, Рим, Римская республика — 10 февраля 1917, Лондон, Великобритания) — английский живописец, чье творчество относят к позднему этапу прерафаэлитизма. Он известен своими выразительными женскими образами, черпающими вдохновение из мифологии и литературы.
Джон Уильям Уотерхаус (англ. John William Waterhouse, [ˈwɔːt ə haus]; 6 апреля 1849, Рим, Римская республика — 10 февраля 1917, Лондон, Великобритания) — английский живописец, чье творчество относят к позднему этапу прерафаэлитизма. Он известен своими выразительными женскими образами, черпающими вдохновение из мифологии и литературы.

Ранние работы Уотерхауса отражают влияние таких мастеров, как Альма-Тадема и Фредерика Лейтона. В 1874 году, когда ему было всего 25 лет, он представил на выставке свою картину «Сон и его сводный брат Смерть», которая была встречена с большим интересом критиками и с тех пор выставлялась почти каждый год вплоть до самой его смерти.

В 1883 году Уотерхаус женился на художнице Эстер Кенуорти, чьи работы также были представлены на выставках Королевской Академии художеств. У пары не было детей, но их брак был счастливым.

В 1895 году Уотерхаус был избран членом Королевской академии. Он умер от рака в 1917 году и был похоронен на лондонском кладбище Кенсал Грин. Его изображение можно найти на британской почтовой марке 1992 года.

Своей непреходящей популярностью художник обязан прежде всего очарованию его задумчивых моделей. Считается, что при написании полотна «Леди из Шалот» моделью была жена художника.

В период с 1908 по 1914 год Уотерхаус создает ряд картин, основанных на литературных и мифологических сюжетах, таких как «Миранда», «Тристан и Изольда», «Психея» и «Персефона». В этих работах он изображает свою любимую модель, которую исследователи творчества Уотерхауса, Кен и Кэти Бейкр, идентифицировали как мисс Мюриэл Фостер.

О личной жизни Уотерхауса известно немного — до нашего времени сохранилось лишь несколько писем, и на протяжении многих лет личности его моделей оставались тайной. Из воспоминаний современников также известно, что Мэри Ллойд, модель шедевра лорда Лейтона «Пылающий июнь», позировала и для Уотерхауса.

Одной из самых известных картин Уотерхауса считается «Леди из Шалот», посвященная Элейне из Астолата, также известной как Лилейная дева — девушке, которая умерла от неразделенной любви к рыцарю Ланселоту, персонажу из легенд о короле Артуре и героине поэмы Теннисона «Волшебница Шалот». Уотерхаус создал три варианта этой картины: в 1888, 1896 и 1916 годах.

Другая героиня художника — Офелия. На первой картине (1889) художник изображает её лежащей на лугу, затем, на картине 1894 года, — перед смертью, сидящей у берега озера. На полотне 1910 года Офелия стоит на берегу ручья, придерживаясь за дерево, в готовности сделать последний шаг в воду.

В июне 2006 года картина «Святая Цецилия» была продана на аукционе «Кристис» фонду Ллойда Уэббера за 6,6 млн. фунтов стерлингов.

Материалы по теме