Всем привет! С вами «Музейная среда» и я, директор Музея Транспорта Москвы Оксана Бондаренко.
Совсем недавно я рассказывала про авангардный клуб имени Русакова работы Константина Мельникова, а сегодня мой очередной рассказ посвящен трамвайному депо имени все того же Русакова.
Как это бывает с названиями советских времен — и рабочий клуб (сейчас это дом культуры), и трамвайное депо были в свое время наречены в честь некого героя революции. В нашем случае Ивана Васильевича Русакова. Он не был ни вагоновожатым, ни кондуктором. Его призванием и профессией, не считая революционной борьбы, была медицина — оттого в его честь некогда и назвали детскую больницу. А еще есть Русаковская улица и набережная Яузы (на последней, кстати, и расположено одноименное трамвайное депо). Все эти топонимы находятся в районе Сокольники.
Еще до Октябрьской революции, в смутные дни 1917 года, Иван Васильевич вошел в состав Сокольнического райкома партии большевиков и Исполнительного Комитета того же района. А после революционного октября и установления новой власти он возглавил районный Совет рабочих и солдатских депутатов — фактически стал главой муниципального образования, как сказали бы сейчас.
В то время Сокольники слыли весьма криминальным районом, расположенным на окраине Москвы. Что говорить, если в 1919 году бандиты смогли в этих краях отобрать машину у самого Ленина.
Тем не менее, Иван Васильевич боролся за вверенный ему район. Он взял под вооруженную охрану Сокольнической парк и превратил бывшую дачу купцов Ляминых в ту самую Лесную школу, которая скорее была реабилитационным центром, где ослабленным детям возвращали здоровье. В Сокольниках, благодаря Русакову, одними из первых в стране появились станция любителей природы и детский сад.
Кто знает, сколько пользы принес бы еще Иван Русаков для Сокольников, да и всей Москве в целом. Но трагическая гибель во время Кронштадского мятежа 1921 года, куда Иван Васильевич отправился возглавлять морской госпиталь, оборвала жизнь врача, революционера и хозяйственника.
К моменту переименования Новосокольнического трамвайного парка в депо имени Русакова это транспортное предприятие находилось в строю около 10 лет. Его открыли в октябре 1912-го, после двух лет строительства. Типичное для тех лет депо, рассчитанное на 160 вагонов, которые загонялись под крышу через 20 въездных ворот.
В комплексе с вагонными «сараями» и административным зданием также возвели жилой дом для служащих депо с продуктовой лавкой на первом этаже — это был один из первых примеров заботы о бытовых условиях работников транспортной сферы.
Кстати, на сегодняшний момент депо имени Русакова — одно из четырех дореволюционных трамвайных предприятий Москвы, более-менее сохранивших свой транспортный профиль. Если считать завод СВАРЗ, который некогда был Сокольническим трамвайным депо, Трамвайно-ремонтный завод (бывший Золоторожский парк), а также депо имени Апакова (ранее — Замоскворецкое).
Как ясно из названия и расположения, Новосокольническое депо предназначалось для обслуживания разраставшейся трамвайный сети востока Москвы. Эта область работы сохранилась у него до сих пор.
Лишь на некоторых направлениях русаковские вагоны делят маршруты с трамваями депо имени Н. Э. Баумана, расположенного около ВДНХ. Трамваи с набережной Яузы (а сейчас это исключительно новейшие низкопольные трехсекционные модели «Витязь-Москва») можно встретить от Метрогородка до Новослободской и от Угрешской до Останкино.
В сферу обслуживания депо входят и одни из наиболее антуражных маршрутов столицы: современные вагоны, словно гигантские ящерицы, ползут по узким кривым улочкам района Бауманки и театра Советской Армии.
Часто говорят, что за всю свою долгую жизнь депо имени Русакова “опробовало” практически все массовые типы трамвайных вагонов когда-либо эксплуатирующихся в Москве.
Депо имени Русакова видело действительно много разных типов вагонов: дореволюционные, первые советские (двухосный БФ и четырехосный гигант из Коломны КМ). Эти глубоко довоенные вагоны задержались в Сокольниках до 1965 года, когда их потеснили передаваемые из других парков МТВ-82. Сугубо рабочий район Сокольники в советское время не слишком баловали трамваями новых типов.
Любимица всей Москвы, чехословацкая «Татра Т-3», прописалась на Русаковской набережной только с 1974 года, заметно позже прочих трамвайных хозяйств. При этом в депо имени Русакова никогда не эксплуатировались довоенные «голубые экспрессы» М-36 и М-38 или рижские РВЗ-6.
Зато еще до распада СССР это депо одним из первых освоило вагоны Усть-Катавского завода, прежде не замеченные на столичных магистралях. Уральские трамваи взяли на себя непростую обязанность заменить обветшавшие «Татры».
А в прошлом десятилетии на смену УКВЗ пришли трамваи совершенно нового поколения — трехсекционные вагоны «Витязь-Москва». В депо имени Русакова они работают с 2019 года и к настоящему времени заменили все прежние вагоны, став нарядной визитной карточкой современного Московского трамвая.
Нам по пути!
Сайт Музея Транспорта Москвы