Компания Talent Q в своей работе уделяет большое внимание HR-аналитике, и сегодня мы хотим поделиться с вами материалом по этой теме, подготовленным экспертами Высшей школы бизнеса для журнала «Новое в менеджменте. Главные идеи 2024».
Люди в цифрах
HR-аналитика становится необходимым инструментом для решения кадровых проблем и повышения эффективности бизнеса.
Сегодня самой крупной статьей расходов во многих компаниях являются затраты на людей — их зарплаты, льготы, обучение и т. д. Беспрецедентное давление на организациизации оказывают инфляция, дефицит квалифицированных сотрудников, текучесть кадров, низкий уровень вовлеченности, гибридная работа. В такой ситуации руководители пытаются найти опору в данных.
HR-аналитика (People Analytics, аналитика талантов) — это практика сбора и анализа данных о сотрудниках и/или кандидатах, выявление на их основе устойчивых закономерностей в поведении людей и принятии решений, направленных на улучшение бизнес-результатов.
Большинство компаний учитывают численность персонала, текучесть кадров, многие сосоставляют рейтинги эффективности и т. д.
Но за рамками этих показателей бизнесу сложно
- определить факторы, способствующие высокой производительности
- спрогнозировать потребность в кадрах
- выявить, какие навыки уже есть у сотрудников компании, а какие понадобятся в будущем
Некоторые руководители пока не вполне осознают возможности HR-аналитики и не понимают, на какой финансовый эффект от ее применения можно рассчитывать. И в результате упускают идеи, которые помогли бы заработать или сэкономить миллионы.
По данным исследования «Тенденции в области HR-аналитики в 2023 году»:
📈Финансовая ценность, которую принесли решения в сфере HR-аналитики за последний год, $
1% - более 50 млн.
1% - 25-50 млн
3% - 10-25 млн
5% - 5010 млн
16% - 1-5 млн
8% - менее 1 млн
Всего исследовано: 57 компаний.
65% не измеряли коммерческую ценность.
Исследование рассматривает развивающуюся сферу HR-аналитики, опираясь на данные более чем 270 компаний, представляющих 4800 специалистов и 16,3 миллиона сотрудников (https://publications.insight222.com/peopleanalyticstrends2023)
СПЕЦИАЛИСТЫ
Крупный бизнес заинтересован в HR-аналитике, крупные компании продолжают инвестировать в эту сферу, несмотря на общую оптимизацию затрат. Например, в большем степени развивают HR-специалистов компании технического сектора, финансовых услуг, страховые компании, фармацевтические и ритейл.
ДАННЫЕ
Управление данными (то есть забота об их достоверности, целостности и очистке), а также их интеграция — самые сложные элементы HR-аналитики. Компаниям необходимо организовать сбор всех имеющихся данных, включая учет рабочего времени сотрудников, трафик электронной почты и многое другое, и разместить их в одном месте, где затем можно найти и отфильтровать любую информацию.
Интеграция HR-данных с данными других подразделений имеет большое значение.
Например, многие руководители хотели бы знать показатели вовлеченности персонала, но еще важнее посмотреть, как она связана с производительностью. Или разобраться, как прогулы влияют на безопасность компании. Чаще всего данные о людях сопоставляют с финансовыми показателями — например, как управление талантами связано с продажами, удержанием клиентов и прибыльностью.
С интеграцией данных часто возникают сложности, потому что HR-департамент располагает ограниченной информацией, остальное приходится запрашивать у коллег. HR-специалисты могут столкнуться, как с техническими трудностями сбора данных, так и с препятствиями, связанными со сложившейся культурой взаимодействия в организации.
ТЕХНОЛОГИИ
Одна из важных тенденций в HR-аналитике в последний год — более широкое использование инструментов на базе искусственного интеллекта. Специалисты обращаются к GPT для обработки больших объемов неструктурированных данных, обобщения информации из разных источников. Так же ChatGPT обрабатывает контент из внутренних коммуникационных платформ, социальных сетей и систем анонимной обратной связи. Специалисты по персоналу могут увидеть закономерности — когда происходит больше всего разговоров, есть ли какие-либо перерывы в общении, как меняется настроение авторов и т. д.
ИИ способен сделать неочевидные выводы из наборов данных и с меньшей вероятностью совершит распространенную ошибку, путая корреляцию с причинно- следственной связью. Однако, по мнению экспертов, ИИ еще не достиг того уровня, когда ему можно было бы доверять на 100% в получении достоверных и надежных результатов.
Продвинутые HR-метрики
Процент сотрудников, на чьих должностях необходим преемник. Коэффициент нестабильности менеджеров (для сотрудников, у которых было более одного прямого руководителя в течение года).
Эффективность менеджеров. Оценка вовлеченности менеджеров, процент увольнений среди их сотрудников, достижения руководителей в развитии талантов.
Повторный наем. Возвращение бывших сотрудников в организацию (таких людей называют «бу мерангами»). Повышенный процент повторно нанятых сотрудников является подтверждением здоровья и культуры компании. Важно также качество этих людей.
Выгорание сотрудников. Состояние эмоционального и физического истощения, вызванное стрессом и проблемами на работе. Компании учитывают количество сверхурочных часов, длительные периоды работы без выходных, продолжи тельность рабочего дня за компьютером и др.
Производительность. Выручка на одного сотрудника. Важно также понимать количество вре мени, необходимого новому сотруднику, чтобы стать продуктивным.
Планирование преемственности. Выяснение, какие должности могут стать вакантными из-за текучести кадров и выхода на пен сию, устаревания навыков
РЕШЕНИЯ НА ОСНОВЕ АНАЛИТИКИ
Внедряя HR-аналитику, многие команды начинают с проектов в нескольких критических зонах — привлечение, развитие и удержание специалистов, а также затраты на сотрудников. Как правило, эти области находятся на виду, собирать данные не слишком сложно, а результаты измеримы.
Привлечение сотрудников: с помощью аналитики компания может выявить, какими качествами обладают сотрудники с высокой производительностью, откуда приходят самые ценные кандидаты, как работает воронка привлечения. Эти данные позволят сократить расходы на подбор персонала.
Развитие сотрудников: компании тратят на обучение персонала значительные средства, поэтому важно выяснить, каким должен быть формат учебных программ, какие методы эффективнее с экономической точки зрения, какова рентабельность инвестиций в разработку этих программ. Наконец, самый важный вопрос — как развитие людей влияет на бизнес-результаты.
Удержание сотрудников: снижение текучести кадров — один важных эффектов от применения HR-аналитики, который может дать серьезную экономию. Менеджеры оценивают, справедливо ли вознаграждаются лучшие работники, выясняют, какие решения будут наилучшими.
Планирование рабочей силы: аналитика дает представление о текущем состоянии рабочей силы, а также о том, какие таланты (и, соответственно, затраты) понадобятся в будущем для достижения бизнес-целей. Компании могут осуществлять кадровое планирование на постоянной основе.
Оптимизация оргструктуры: уменьшение количества уровней иерархии приводит к значительному снижению затрат, а оптимальный размер команд и рост управляемости позволяет увеличить доходы.
Некоторым лидерам удается успешно управлять более чем 20 подчиненными, другим нужно менее пяти. При этом компания выяснила, что команды прямых продаж работают лучше при меньшем количестве участников.
Производительность труда: возможно, высший пилотаж применения HR-аналитики — оптимизация производительности сотрудников.
КУЛЬТУРА И ВЛИЯНИЕ
Выгоды от правильно организованной аналитики персонала сложно переоценить. Во-первых, это улучшение опыта сотрудников (вовлеченность, благополучие и др.). Во-вторых, культура использования данных — повышение грамотности в области HR-аналитики для всех категорий персонала. Компания также получает более инклюзивные и разнообразные команды, реальные финансовые выгоды и повышает эффективность бизнеса.
Крайне важно, чтобы данные о людях попадали в руки ответственных лиц, принимающих решения. Ключевое отличие продвинутых организаций в сфере HR-аналитики состоит в том, что основным пользователем является не только HR, но и весь менеджмент, а также члены совета директоров.
Бизнес вступает в эпоху, когда нехватка талантов, выгорание персонала и низкая производительность труда могут стать серьезным препятствием для развития. В это время важные кадровые решения стоит принимать взвешенно, опираясь на аналитику. Вероятно, HR-подразделения совсем скоро научатся оперировать цифрами так же, как маркетологи.
HR.com выделяет четыре типа аналитики — от самой простой до наиболее продвинутой.
• Описательная аналитика показывает, что произошло в прошлом (например, численность персонала на определенную дату, уровень текучести кадров).
• Глубокая аналитика позволяет диагностировать ситуацию и получить более полезную информацию (например, почему определенные сотрудники покидают организацию).
• Предиктивная (прогнозная) аналитика с помощью статистических моделей и машинного обучения помогает нарисовать картину будущего (например, как изменится производительность на основе исторических данных).
• Прескриптивная (предписывающая) аналитика дает подсказки, что следует сделать, чтобы получить нужный результат (например, обучить персонал до того, как снизится его производительность).
Чаще всего компании прибегают к описательной (83%) или глубокой (74%) аналитике и лишь иногда обращаются к более сложным моделям предписывающей (43%) или прогнозной (42%) аналитики. Большинство организаций (68%) используют электронные таблицы, что неудивительно — инструмент привычный и повсеместно распространенный. Примерно столько же (58%) респондентов используют технологии проведения опросов. Наконец, более половины применяют аналитические инструменты, встроенные в HR-ИТ системы. Эти технологии улучшаются по мере того, как поставщики систем понимают потребности своих пользователей.
Автор исходного текста – Юлия Фуколова, ведущий эксперт Высшей школы бизнеса НИУ ВШЭ.