Один из популярных природных памятников Самарской области – Царев курган – имеет возраст около 300 миллионов лет. Является фрагментом гряды Жигулевских гор, размытой водами двух рек – Волги и впадающего в нее Сока.
Ученые отыскали здесь много интересного – остатки древних растений и животных, следы древних поселений, скифское оружие и подземные тоннели. Документально впервые описан в в путевых заметках секретаря голштинского посольства Адама Олеария, плывшего по Волге из Москвы в Персию в 1636-м году.
Любознательный иноземец, залюбовавшись возвышающимся среди равнины высоким округлым холмом из песчаника , узнал от местного населения, что здесь якобы похоронен татарский князь Мамаон. Шел с соплеменниками покорять Русь, но вдруг помер. Каждый его воин, проходя мимо могилы, бросал на нее горсть земли, а поскольку войско оккупантов было многочисленно – получилась целая гора.
Еще одному путешественнику – голландцу Яну Стрейсу – окрестные жители предложили тридцать лет спустя уже другой вариант, по которому здесь бесконечно шли затеваемые кочевыми племенами сражения, и холм образовался из костей сраженных противников.
О рукотворном происхождении гласит и еще одно предание. Согласно ему вершину насыпало войско Степана Разина для использования в качестве защитного укрепления. Спрашивается, зачем, если холмов в округе и так много?
Наконец, самая красочная легенда сообщает, что курган сложили из принесенных камней воины Тамерлана по его приказанию перед решающей битвой с золотоордынским ханом Тохтамышем на реке Кондурче в 1391-м году. «Железный хромец», был, надо думать, в исходе сражения уверен, так как рукотворный холм предназначался для победного пира. Пиршество Тамерлана длилось 26 дней, причем верх кургана был обтянут золотой парчой, а в центре возвышался шатер победителя.
Помимо легенд, с курганом связано немало подлинных страниц истории. Во время первого неудачного похода на Казань в 1547-м году на него поднимался Иоанн Грозный. В 1722 с холма обозревал окрестности и даже установил на вершине памятный крест Петр Великий, направляясь в Азовский поход, а спустя 45 лет волжской панорамой любовалась Екатерина Вторая во время своего грандиозного путешествия по поволжским городам. Считается, что название «Царев курган» прижилось после визита Петра, хотя возможно происхождение от тюркского «Сары Тау» - «желтый холм» - благодаря цвету основы из местного известняка
Поселение под названием Царевщина появилось у основания Царева Кургана в 1702-м году – за 20 лет до петровского визита. Основателями стали крестьяне-переселенцы из одноименного села под Пензой. Причем если первым и главным элементом инфраструктуры любого более-менее крупного населенного пункта в то время являлся православный храм, жители нового села с постройкой церкви не спешили.
Храм, посвященный Рождеству Христову, был возведен лишь через 130 лет – в 1833-м на средства помещицы-землевладелицы Елизаветы Васильевны Дашковой. Фрейлина, дочь крупного горнозаводчика Василия Пашкова была, по отзывам современников, типичной великосветской дамой – красивой, властной, «прямого нрава и живого, серьезного ума».
В мае 1830-го 21-летняя Елизавета Пашкова вышла замуж за Дмитрия Васильевич а Дашкова – крупного сановника и литератора, основателя литературного общества «Арзамас». Жених был ровно вдвое старше и за год до женитьбы занял пост министра юстиции, который сохранял до конца жизни. До этого успел послужить советником русского посольства в Константинополе, товарищем министра внутренних дел и членом Государственного совета. Изучив во время пребывания в Константинополе греческий язык, разыскал в книгохранилищах множество древних рукописей, сделал ряд переводов греческой классики.
Близость к царю не помешала Дашкову быть другом декабристов.. Кстати, декабрист Алексей Веденяпин, за участие в Тайном Обществе «всего лишь» разжалованный в солдаты и отправленный в тогдашнюю горячую точку – на русско-турецкую войну, после выхода в отставку служил до конца жизни управляющим в имении Дашковых в Царевщине и здесь же, вблизи церкви, был похоронен.
· Что касается сельского храма – ему суждено было стать одним из главных шедевров архитектуры классицизма Самарской губернии. Поскольку налицо бесспорное сходство с Преображенским собором в Санкт-Петербурге, можно предположить и здесь руку «отца русского ампира» Василия Стасова - но все же перевешивают голоса в пользу авторства ученика Андрея Воронихина Михаила Петровича Коринфского, работавшего в те годы в Поволжье.
· Монументальная постройка с четырьмя портиками расположена у подножия Царева Кургана. Строго центричная пятиглавая композиция соответствует всем традициям храмовой архитектуры классицизма.
Четкая геометрия и выверенные пропорции придают зданию монументальность, а поставленные по всем сторонам завершенные фронтонами четырехколонные портики – торжественную парадность.
Особой страницей истории храма и всего села является служение священника Константина Сухова, причисленного в 2001-м году к лику святых. Надо сказать, что прежние настоятели здесь надолго не задерживались.
Нерадивые местные прихожане назначенному в 1896-м году в Царевщину новому священнику даже не дали лошади для переезда - но когда спустя три года отца Константина перевели в другой приход, крестьянская делегация отправилась к Владыке с просьбой его вернуть. Прихожане по своей инициативе назначили ему жалованье в 200 рублей, что при их прежнем отношении к религии было удивительно.
· Еще Царевщина успела побыть столицей уникального «государства в государстве» -самопровозглашенной Старобуянской республики. Правда, установленное во время Первой русской революции крестьянское самоуправление действовало всего 13 дней – с 12 до 26 ноября 1905-го года.
Для Христорождественского храма после октябрьского переворота пришло время испытаний. Священнослужителя Константина Сухова в 1918-м расстреляли. Закрывшуюся в 1931-м церковь пытались использовать как зернохранилище – но, по воспоминаниям бывших прихожан, сохранить зерно ни разу не удалось, поскольку после засыпки оно по непонятной причине начинало портиться –«гореть». Приезжим комиссиям мысли о промысле Божием и происходящем на глазах чуде в голову не приходили, поэтому зернохранилище просто закрыли, а великолепное здание забросили
Царев курган так же понес немалые утраты. До середины прошлого века он возвышался на 80 метров , но во время строительства Волжской ГЭС на вершине началась добыча стройматериалов – и гора утратила ровно половину своей высоты, вместо бывшей вершины образовался карьер, со временем поросший деревьями.
Как обычно, появилась масса вариантов по восстановлению достопримечательности – но, по мнению специалистов, воссоздать уникальный памятник природы в былом виде уже невозможно
12 января 1989-го года по ходатайству жителей поселка, зачем-то сменившего красивое старинное название на «Волжский», Христорождественский храм, 58 лет простоявший закрытым, передали РПЦ. Нынешнее его состояние можно назвать прекрасным.
В честь 1000-летия крещения Руси на праздник Крестовоздвижения на кургане установили поклонный крест. Хотя день выдался ненастным – с дождем, ураганным ветром и сплошной пеленой туч – на время воздвижения креста в небе над курганом вдруг образовалось «окно», залитое солнечным светом.
Через несколько дней вертолетчик, устанавливавший крест, пожелал окреститься в Христорождественской церкви.
С вершины кургана открывается все тот же прекрасный вид на Волгу и Жигулевские ворота, которым любовались многочисленные завоеватели, цари и проживавший в годы юности в Самаре вождь мирового пролетариата Владимир Ульянов.