* В данном тексте речь пойдет о завершении работы именно в длительном, психотерапевтическом формате. В случаях кратковременных, консультативных видов психологической помощи критерии будут иными.
У каждого человека, посещающего психотерапию, рано или поздно возникает мысль - а может быть пора завершать? Чтобы разобраться в этом вопросе, начнем с того, что окончание психотерапии бывает двух видов: защитным (прерыванием) и истинным завершением.
Поэтому первая рекомендация - обсудить появившиеся мысли о завершении с психологом. Это поможет понять природу данного желания. Причина может быть глубже, чем кажется на первый взгляд.
Предложение обсудить это может рождать много страхов и фантазий: что психолог будет удерживать или что психолог может воспринять это как оскорбление и мн. др. Все свои фантазии тоже стоит озвучить.
Как начало терапии, так и её завершение (если оно истинное) происходит добровольно и по договорённости обеих сторон. Главный критерий, что пациент может быть готов к завершению длительной психотерапии, - он готов обсуждать с психологом эту идею и свои чувства, ассоциации по этому поводу столько, сколько потребуется.
Если же решение принимается только одной стороной или под давлением внешних обстоятельств, следует говорить о прерывании терапии. Когда желание завершить терапию острое и кажется, что это необходимо сделать как можно скорее, об этом даже не хочется говорить - значит у пациента есть желание избежать чего-то невыносимого внутри себя посредством обрыва терапии. Хочется поскорее уйти, чтобы не встречаться с какими-то чувствами или открытиями о себе. Так может быть, когда пациент особенно близок к важным открытиям, но бессознательно опасается этого.
Порой в желании завершить работу может прятаться накопленная неудовлетворенность от самой терапии, о которой прежде не удавалось говорить. В таком случае разговор о желании завершить может быть прекрасным поводом это обсудить.
Есть случаи, когда психотерапии сопутствует постоянное и настойчивое желание её прервать - такое случается у людей, переживших травматические потери. Особенно это желание обостряется после моментов сближения и переживания доверия в отношениях. Вероятно, в истории жизни такого человека будут встречаться неоднократные прерывания других отношений, проектов, учеб, работ. Задачей психотерапии будет не идти на поводу у этого навязчивого желания прерывать, а проработать его.
Встречаются также случаи «бегства в здоровье». Когда пациент нахваливает терапию, рассказывает о том, как она ему помогла, но при этом хочет сбежать из неё как можно скорее.
Всё это - бессознательное или сознательное сопротивление дальнейшему развитию в психотерапии. В таких случаях честное обсуждение желания завершить терапию может принести большие плоды, открыть новую тему.
Как же понять, что завершение истинное?
Прежде всего, мы не можем опираться на технические, формальные критерии. Например, нет единых сроков, сколько по времени должна длиться психотерапия. В каждом отдельном случае сроки будут индивидуальны, их нельзя предсказать заранее. Обычно речь идет о годах.
Важно опираться на содержательные признаки. Завершение - это отдельный этап психотерапии, который требует внимания и времени. Данное решение никогда не приходит резко. Понимание о необходимости этого обретается постепенно, пациент и психолог вместе должны обсудить, обдумать эту мысль.
Истинному завершению могут предшествовать следующие впечатления пациента о терапии:
- Симптомы, с которыми он изначально обратился к психологу, стали реже, уменьшилась их интенсивность или страдание от них.
- Человек наблюдает улучшение в семейных и других отношениях. В том числе в сексуальной сфере.
- Чувствует не только облегчение, но и грусть при мысли о завершении. Может искренне поделиться своими смешанными чувствами и впечатлениями по поводу проделанной работы.
Невозможно без сожаления завершить отношения, которые продолжались долгое время и принесли плоды, в которых была достигнута высокая степень близости и доверия.
В случае плодотворной психотерапевтической работы отношения с психологом не проходят бесследно. Они интроецируются, то есть помещаются внутрь пациента. Поначалу это может переживаться между встречами как голос психолога изнутри: "моя психолог сказала бы так...". Со временем же это становится уже собственным внутренним голосом. Всё то, что прежде делал психолог, пациент теперь может проделывать для себя самостоятельно и способен передавать это другим - своим детям, близким людям.
Даже после завершения терапии этот опыт продолжает жить внутри пациента и влиять на его жизнь.
Истинное завершение в психотерапии можно выразить в метафоре: психолог и пациент рисуют вместе картину. Когда и один, и другой чувствует, что нанесён последний мазок, нужно заканчивать.
Поделитесь, какая картина получилась у Вас? Как Вы поняли, что пора её завершать? Или Вы ещё в процессе написания?
Автор: Надежда Кондрашова
Психолог
Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru