Франчайзинг — это бизнес-модель, при которой одна сторона (франчайзер) предоставляет другой стороне (франчайзи) право использовать свой бренд (товарный знак/знак обслуживания), интеллектуальную собственность и другие ресурсы в течение определенного срока, в обмен на регулярную плату (роялти), разовый платеж (паушальный взнос) и/или начальные инвестиции. Франчайзинг позволяет бизнесам расширяться и развиваться с минимальными рисками, используя уже зарекомендовавшие себя практики и известный бренд.
Основные понятия франчайзинга
Франчайзер – владелец бренда или бизнеса, который предлагает франшизу. Франчайзер обеспечивает обучение, поддержку и необходимые ресурсы для франчайзи.
Франчайзи – лицо или компания, покупающие право на использование франшизы. Франчайзи, как правило, инвестируют свои средства и управляют бизнесом на месте.
Франшиза – основной договор, который регулирует отношения между франчайзером и франчайзи. В нем прописаны условия использования бренда, размеры роялти, обязательства сторон и другие важные моменты.
Паушальный взнос — фиксированная сумма, которую франчайзи платит франчайзеру на начальном этапе за бизнес-процессы, рецептуру, технологии, методики, инструкции и тд.
Роялти — ежемесячный платеж за использование бренда, лицензий, патентов или других авторских прав, которыми владеет франчайзер.
Важно отметить, что в законодательстве РФ нет понятия «франчайзинг». Ввиду этого компании по-разному оформляют франчайзинговые отношений. Наиболее распространенным считается договор коммерческой концессии.
Как выбрать франшизу?
Как человек, который работал с несколькими франшизами, могу отметить следующее. Сейчас на рынке огромное количество франшиз – и международных, и российских, из самых разных отраслей – от салонов красоты и продажи бижутерии, до сложных медицинских услуг и производств. Выбирая франшизу, прежде всего нужно собрать информацию по нескольким вопросам: стоимость, взаимодействие франчайзера с существующими франчайзи и потенциал рынка.
Стоимость франшизы зависит от многих факторов, и часто зависит от известности бренда и условий конкретного предложения. Для потенциального франчайзи важно узнать в самом начале общения с будущим партнером-франчайзером на какие затраты нужно пойти, чтобы открыть бизнес. Это первоначальные вложения в само предприятие, например, открытие магазина или ресторана, закупка товара или оборудования, паушальный взнос, регулярные отчисления (роялти), а также маркетинговый (рекламный) сбор, который может взиматься с каждого франчайзи для запуска масштабных рекламных кампаний. И если по стоимости франшизы предложение вызывает интерес, то можно переходить к следующему вопросу – как построено общение партнеров.
В различных источниках нужно найти максимум информации, как франчайзер выполняет условия договора, поддерживает ли своих франчайзи, есть ли судебные разбирательства и вообще, как долго франчайзер на рынке и насколько его бизнес стабилен. Если и здесь все в порядке, будущий партнер благонадежен и «чист», тогда нужно оценить потенциал рынка, на котором покупается франшиза. Можно изучить долгосрочный интерес со стороны целевой аудитории, уровень конкуренции и аналогичный опыт на других (международных) рынках. И только после этого можно детально изучать конкретные понравившиеся франшизы, чтобы выбрать наиболее оптимальную по стоимости и содержанию. Также не лишним будет привлечь юриста для изучения договора с франчайзером, маркетолога, если нужно мнение о рынке и перспективах всего проекта, и финансиста, чтобы проанализировать финмодель, если такую возможность предоставляет будущий партнер.
Если тема вам интересна, переходите по ссылке, там даются примеры успешных франшиз, преимущества и недостатки франчайзинга, а также где искать предложения по франчайзингу https://fiads.org/page56073061.html
#франчайзинг #франшиза #бизнес