Когда я стояла на поросшей травой дорожке у закрытых железных ворот Палевского жилмассива в голове у меня звучал «Марш энтузиастов»: «Нам ли стоять на месте, в своих дерзаниях всегда мы правы». Почему именно он – не знаю. Песня была написана в 1936 году, почти на 10 лет позже появления на карте Ленинграда этого легендарного архитектурного ансамбля, в настоящее время признанного объектом историко-культурного наследия народов Российской Федерации.
19 домов жилмассива были построены в 1925—1928 годах по проекту архитекторов А.И. Зазерского и Н.Ф. Рыбина для рабочих прядильно-ткацкой фабрики им. В. П. Ногина – бывшей Александровской ситценабивной фабрики Паля. Как понятно из названия, выпускали на фабрике ткани – смесовые, льняные, хлопчатобумажные, из которых шилась одежда и предметы быта. Ленты и тесьма, выпускаемые на фабрике, широко использовались в промышленности.
Архитекторы воплотили в проекте мечту 20-х годов ХХ века - построить город-сад. Дома жилмассива сгруппированы вокруг пяти просторных двориков с деревьями, кустарниками и клумбами. В результате получились почти два симметричных квартала с расположенным посредине регулярным сквером.
Все 19 домов жилого комплекса разные по архитектуре: двухэтажные коттеджи на четыре квартиры с выходом прямо на улицу, трехэтажные многоквартирные дома с лестничными клетками и три многоквартирых пятиэтажных дома. За счет повторяющихся элементов – двускатных треугольных крыш и высоких дугообразных арок, обрамляющих окна и двери, воспринимаются они как единый ансамбль.
И ничего, что в небольших 2-3-комнатных квартирках (коммунальных по большей части) не было ни горячей воды, ни ванных комнат, ни газа, ни отопления. На кухне стояла дровяная плита, комнаты обогревались печкой. К тому же в домах не было подвалов, фундамент устанавливали прямо на земле, но для многих жителей первых этажей это не было недостатком – предприимчивые люди вырыли погреба, которые существуют и по сей день. Чердачные пространства тоже использовались жильцами. А в 2000-е годы многие квартиры были объединены, в них появились отдельные входы, а лестничные площадки превратились в прихожие.
Старожилы рассказывают, что раньше в центре дворов были фонтаны, множество расставленных по дворам скульптурок пионеров и пионерок с мячами, кроликами и другими атрибутами счастливого советского детства.
Изначально дома были красного цвета. Это установили современные жильцы Палевского жилмассива, которые с 2006 года занимаются восстановлением первоначального облика ансамбля по архивным документам и старым фотографиям.
Еще один интересный факт - в доме № 8 по проспекту Елизарова прошло детство поэтессы Ольги Берггольц. Здесь она написала первые стихи и переживала первую влюбленность. В 1932-м Ольга Берггольц покинула Палевский, но бывала здесь и позже. Активисты уже много лет пытаются открыть в жилмассиве музей поэтессы.
Купить квартиру здесь практически невозможно и понятно почему. Неужели бы вы отказались жить в коттедже посреди шумного мегаполиса, вход в который обрамляют густые побеги плюща, и буквально в двух шагах -станция метро «Елизаровская». Две остановки – и тебя встречает всегда шумный Невский проспект…
Марина Бурыкина, экскурсовод. Специально для проекта "Открытый город".