Найти в Дзене
Исторические мелочи

«Нарисуй, как будто я император»: как персонажи портретов вводят зрителей в заблуждение

Попался на глаза вот этот портрет

Подпись гласит: «Курфюрст Пфальца Иоганн Вильгельм со второй супругой Анной Марией Луизой Медичи». Автор Ян Франс ван Дувен, 1708 г.

Я скользнул взглядом по курфюрсту, отметил «ага, помню такого» - у него достаточно запоминающееся, узнаваемое лицо. А потом – «стоп… Но как это может быть курфюрст?!» Изображенный на портрете не может быть никем иным, кроме как императором Священной Римской империи германской нации.

Когда я залез в подборку портретов курфюрста Иоганна Вильгельма в Википедии, оказалось, что аналогичным образом рассуждал не я один. Вот этот портрет (ниже), являющийся явно частичной вариацией предыдущего двойного портрета, неизвестный пользователь Википедии (или музейный работник, или искусствовед) счел изображением императора Священной Римской империи германской нации Карла VI.

-2

Почему мы (и я, и мой неизвестный «коллега» из Википедии) пришли к выводу, что на портрете изображен император? Дело в том, что на портрете, на красной подушке, которую персонаж держит в левой руке, изображена явно узнаваемая корона Карла Великого, на протяжении веков традиционно использовавшаяся для коронации императоров Священной Римской империи германской нации.

-3

А что там с внешним, физиономическим сходством? В принципе общие черты во внешности (тем более учитывая разность подхода художников, легендарное «я так вижу») у персонажа рассматриваемого портрета (-ов) с упомянутым выше императором Карлом VI усмотреть можно.

Неизвестный художник «Портрет императора Карла VI»
Неизвестный художник «Портрет императора Карла VI»

А вот супруга Карла VI Елизавета Кристина Брауншвейг-Вольфенбюттельская на женского персонажа нашего «изначального» портрета совсем не похожа

Д. Рихтер-старший «Императрица Елизавета Кристина Брауншвейг-Вольфенбюттельская», 1716-20 гг.
Д. Рихтер-старший «Императрица Елизавета Кристина Брауншвейг-Вольфенбюттельская», 1716-20 гг.

Сравнение внешности персонажей рассматриваемого двойного портрета и достоверными изображениями пфальцской курфюршеской четы никаких сомнений не оставляет.

Мужской персонаж - это однозначно пфальцграф-курфюрст Пфальца и пфальцграф-герцог Пфальц-Нойбурга, герцог Юлиха и Берга Иоганн Вильгельм

Я.Ф. ван Дувен «Курфюрст Иоганн Вильгельм», 1716 г.
Я.Ф. ван Дувен «Курфюрст Иоганн Вильгельм», 1716 г.

А женский персонаж – это совершенно точно его вторая жена (с 1691 г.) Анна Мария Луиза Медичи

Неизвестный художник «Анна Мария Луиз Медичи», 1691 г.
Неизвестный художник «Анна Мария Луиз Медичи», 1691 г.

Так почему же курфюрст позирует с императорской короной? Иоганн Вильгельм как курфюрст Пфальца занимал пост имперского викария, чьей обязанностью и правом было после смерти очередного императора и до выборов следующего осуществлять управление частью Священной Римской империи германской нации. Еще одним имперским викарием, осуществлявшим в период «междуимператорья» управление другой частью Империи, традиционно был курфюрст Саксонии. Позируя с императорской короной в руке (ну почти в руке – на подушке), но не надевая ее, курфюрст Пфальца обозначает именно этот свой статус – имперского викария. Иоганну Вильгельму удалось «повикарствовать» в 1711 г., после смерти императора Иосифа I и до вступления на престол императора Карла VI.

Вот так Иоганну Вильгельму при помощи чужой короны удалось на некоторое время ввести меня (и не только меня) в заблуждение.

PS А курфюршеские короны стоят за спиной.

Все использованные в материале изображения взяты из открытых источников и по первому требованию правообладателей могут быть удалены.