Найти в Дзене

Рабочий лист "Тундра"

Тундра — это уникальная экосистема, где климатические условия формируют свойственные только ей ландшафты, флору и фауну. Здесь, на грани вечной мерзлоты и мимолетного лета, первозданная красота природы соприкасается с суровостью арктического климата.

Условия тундры неблагоприятны для формирования плодородных почв. Суровый климат, многолетняя мерзлота, сильные ветра и избыточное увлажнение поверхности почвы препятствуют накоплению гумуса. Несмотря на это, растительность в тундре разнообразна. Она представлена мхами, лишайниками, травами и низкорослыми кустарниками, которые приспособились к суровым условиям. Из-за вечной мерзлоты корневая система растений не проникает глубоко в почву. Поэтому растения отличаются небольшим ростом и стелющимися по земле стеблями.

В течение краткого летнего сезона тундра оживает: влаголюбивые мхи, лишайники, северные ягоды, многочисленные цветы, карликовые деревья и кустарники подобно ярким мазкам художника, раскрашивают безжизненные просторы, привнося жизнь в серые тона холодного края.

Жизнь в тундре с суровым климатом кажется невозможной. Несмотря на это, животный мир здесь весьма разнообразен. Северные олени, лемминги, белые куропатки и другие животные мастерски адаптированы к суровым условиям.

Население тундры из-за сложных природных условий немногочисленно, здесь проживают эвенки, чукчи, эскимосы, коряки, ненцы. Основные виды деятельности – оленеводство, охота и рыболовство. Оленеводы ведут кочевой образ жизни, постоянно перемещаются со стадами по тундре в поисках лучших пастбищ.

В тундре добывают и перерабатывают полезные ископаемые: каменный уголь, природный газ, нефть, железные руды, золото, апатиты, медь, олово. К сожалению, хозяйственная деятельность человека негативно отражается на природе этого края: промышленные предприятия загрязняют воздух, почву и воду, а тракторы и вездеходы разрушают поверхность почвы, уничтожая растительный покров, что, в свою очередь, ведет к уменьшению численности животных. Многие виды животных стали редкими из-за бесконтрольной охоты.

Звери и птицы, которые нуждаются в охране, занесены в Красную книгу России. Таймырский заповедник, расположенный в северной части Красноярского края, на полуострове Таймыр, является уникальным уголком природы. Этот заповедник, основанный для охраны редких животных и растений, служит домом для таких редких видов, как: овцебык, песец, лемминг, белоклювая гагара, тундровый лебедь, кречет, сапсан.и множества мигрирующих птиц.

Рабочий лист

скачать здесь

Рабочий лист «Тундра» разработан к уроку окружающего мира для учеников 4 класса (А.А.Плешаков, программа «Школа России»).

Рабочий лист может быть использован непосредственно на уроке в процессе знакомства с новой темой, а также подходит для самостоятельной работы учащихся при изучении новой темы, для повторения или обобщения изученного материала, для дистанционного обучения.

Рабочий лист состоит из 14 заданий, рефлексии и двух страниц с ответами. Всего шесть страниц: четыре страницы с заданиями и две страницы с ответами. Страница с ответами может быть использована учащимися для самопроверки.

Лист четко распечатывается в черно-белом цвете.

Задание 1. Разгадай кроссворд. Запиши ответ на вопрос.

Задание 2. Какие слова относятся к описанию зоны тундры? Подчеркни их.

Задание 3. По каким причинам почва в тундре болотистая? Обведи верные ответы.

Задание 4. Обозначь галочкой названия растений, встречающихся в зоне тундры.

Задание 5. Установи стрелками соответствие между названием растения и его изображением. Ответь на вопросы.

Задание 6. Карточки с названиями птиц, прилетающих в тундру на лето, закрась зелёным. Постоянно живущих в тундре закрась синим.

Задание 7. Вычеркни то, что не имеет отношения к леммингам.

Задание 8. Установи соответствие между птицей и её описанием.

Задание 9. Закрась любым цветом карточки с названиями зверей, обитающих в тундре.

Задание 10. Заполни цепь питания. Звенья цепи: песец, растения, лемминг.
Задание 11. Ответь на вопросы, касающиеся жизни людей в тундре.

Задание 12. Подумай, что из перечисленного относится к экологическим проблемам , а что к мероприятиям по охране природы. Запиши НОМЕРА в таблицу.

Задание 13. Подчеркни названия редких животных, занесённых в Красную книгу России.

Задание 14. Нарисуй запрещающий знак на тему “Береги природу тундры!”

Рефлексия.

Надеюсь, данная разработка будет полезна ученикам и их родителям, а также облегчит нелегкий труд учителю.

Желаю успехов!