Найти тему

Мост с медалью

Оглавление

В 2007 году разобрали мост-легенду — первый железнодорожный путь через Енисей в Красноярске.

Соединить Транссиб

Его открыли в 1899 году. К тому времени участок Транссиба между Иркутском и Красноярском уже работал, но Енисей поезда преодолевали с помощью паромной или ледовой переправы.

Проект готовил инженер Лавр Проскуряков. В конце лета 1896-го прошёл торжественный молебен, в фундамент опоры заложили первый камень, а с ним — манускрипт с указанием времени закладки и списком строителей.

Морозы в помощь

Руководить строительством поручили инженеру-строителю Евгению Кнорре. Сложнейшей задачей оказалась установка опор: мешало мощное течение, ветер, паводки и каменистое дно. А фундамент надо было заложить на глубине 20 метров.

Кнорре придумал выход: строили зимой. В Енисее делали специальные ледовые колодцы, куда опускали кессоны. Они тоже были необычными: металл с Урала поставлять не успевали, и Кнорре первым в мире применил кессон из дерева — потом такие использовали и при строительстве других мостов Транссибирской магистрали, например, Амурского моста.

Получалось, что опоры строили только зимой, а летом эти работы прекращали и приступали к установке пролётов. В итоге весной 1899-го на новом мосту провели испытания и открыли регулярное движение поездов.

-3

Рекорды и награды

По тем временам сооружение было уникальным за счёт длины, самого большого в стране пролёта ферм и дороговизны — мост обошёлся в три миллиона рублей.

В 1900-м мост высоко оценили на Всемирной выставке в Париже: он завоевал Гран-при и золотую медаль. А к самому концу XX века памятник культурного наследия стал непригоден для дальнейшей эксплуатации. Его разобрали и сдали на металлолом.