Как самую длинную в мире железную дорогу строили простыми лопатами, и почему она стоила полтора миллиарда золотых рублей
В XIX веке Сибирь и Дальний восток оставались труднодоступными и оторванными от европейской части страны регионами. Нужна была железнодорожная магистраль, но остро стоял вопрос финансирования. В своё время дорогостоящий проект такой дороги отклонили и Николай I, и Александр II.
Поддержал идею среди прочих генерал Евгений Богданович, который считал, что магистраль поможет предотвратить голод в уральском регионе, а после продления до границы с Китаем обретёт "важное стратегическое и международное коммерческое значение".
Нравилась эта мысль и Сергею Витте. По его мнению, железная дорога помогла бы в освоении Сибири и Дальнего Востока. Позже Витте признавался, что его назначение министром финансов заметно ускорило процесс строительства Великого Сибирского пути.
Транссиб. Начало
Идея обрела реальные очертания при Александре III. По его распоряжению состоялось совещание министров, где решили: магистрали — быть.
31 мая 1891 года цесаревич Николай Александрович заложил первый камень здания вокзала Владивостока и отвёз тачку с землёй на полотно дороги. Строительство официально началось.
Мечты и реальность
Изначально предполагалось, что этот масштабный проект будет стоить 350 миллионов рублей. Сумма казалась огромной, её пытались снизить с помощью самых разных мер. К проектированию дороги не привлекали иностранных инженеров, а строили Транссиб ссыльные каторжане и солдаты. Пути они укладывали практически вручную.
Экономили в те дни и на материалах: небольшие мосты делали деревянными; на некоторых участках дороги использовали короткие шпалы; расстояния между ними увеличивали. Также в ход шли лёгкие рельсы…
Но ухищрения не помогли. Уже к началу XX столетия расходы превысили 350 миллионов. Много средств уходило на создание транспортных узлов, станций, незапланированных изначально мостов. Кроме того, не способствовали экономии и удары стихии. Например, однажды сильное наводнение смыло часть возведённых насыпей.
Дорога-рекордсмен
Когда в 1916 году строительство магистрали завершилось, стоимость её составляла около полутора миллиардов золотых рублей. Сегодняшний эквивалент этой цифры — примерно 25 миллиардов долларов.
Транссиб, строители которого пользовались в основном самыми простыми лопатами, пилами и топорами, называли первым техническим достижением рубежа столетий.
Позже магистраль ещё несколько раз достраивали. В советское время её неоднократно реконструировали.
В итоге Транссиб вошёл в Книгу рекордов Гиннесса. Общая протяженность этой самой длинной железной дороги — 9288 километров.