В Карелии на прошлой неделе официальные СМИ опубликовали удивительную информацию.
В сущности, речь шла о рядовой встрече карельского сенатора (и «рыбного короля») Игоря Зубарева с начальником отдела управления федеральным имуществом в регионе Александром Гнездовым, на которой они обсудили результаты мониторинга неэффективно используемой недвижимости. Выяснилось, что в Карелии 30 объектов находятся в неудовлетворительном состоянии, и их большая часть — это объекты культурного наследия религиозного назначения.
По словам Гнездова, большая часть обследованного имущества является часовнями и церквями, эти памятники деревянной архитектуры используются местными религиозными организациями и жителями муниципалитетов. Они находятся в удаленной, труднодоступной местности и нуждаются в реконструкции. Далее прямая цитата:
«Мы хотим передать объекты культурного наследия религиозного назначения на муниципальный уровень. РПЦ заявила отказ от приема в собственность этих храмов. А муниципалитеты смогут выделить больше земли, чтобы рядом с памятником деревянного зодчества мог появиться дом священника или объект туристической инфраструктуры. Необходима помощь Совета Федерации по вопросу скорейшего включения объектов в конкретную программу реставрации Минкульта РФ».
Еще раз читаем: «РПЦ заявила отказ от приема в собственность этих храмов». Позвольте, но как же так? Ведь карельская епархия РПЦ легко бы могла вернуть себе в собственность старые церкви или часовни, которые к тому же еще и использующиеся ее же прихожанами. Но почему-то не хочет это делать!
Понятно, что расположены они, извиняюсь за выражение, у черта на куличках. В деревнях, где возможно осталось несколько пенсионеров. Однако, как же наше духовное наследие? А как же интересы простых верующих, вот этих оставшихся деревенских бабушек, которым может быть на самом деле была бы нужна пастырская помощь?
Ведь руководство РПЦ уже десятилетия регулярно жалуется на богопротивную Советскую власть, которая, дескать, отбирала у нее культовые здания, якобы нарушая тем самым права верующих. Но вот пришли другие времена, вам их отдают назад, возьмите, пользуйтесь, следите за их сохранностью. Ан нет, почему-то уже не надо…
Жалобы на отсутствие средств выглядят не очень неубедительно. Ведь у карельской епархии хватает средств на проектирование нового храма на петрозаводской набережной в честь «Всех Святых в земле Карельской просиявших». Значит и средства на его строительство имеются. Были и попытки бесплатно приобрести некоторые бывшие церковные здания в центре карельской столицы. А еще, используя тему «восстановления исторической справедливости», РПЦ получила в собственность немало недвижимости в самых привлекательных местах Карелии. Например, на острове Валаам.
Но острова Валаамского архипелага — это привлекательный туристический объект. И значит возможности для ведения бизнеса. И значит — большие деньги. Старая церковь и несколько прихожанок в отдаленном населенном пункте их не принесут… Тут наоборот, тратиться надо!
Вот так информация об обычной встрече сенатора и чиновника случайно высветила истинное отношение руководства РПЦ к своей пастве, старым храмам и прочему «возрождению духовности».
Александр Степанов
Постскриптум. Историческая справка. Большинство церквей в дореволюционной России строилось за счет казны, то есть на государственные деньги. Вообще, до революции церковное имущество было частью государственного имущества, оно и называлось — имущество ведомства православного вероисповедания, то есть имущество Священного Синода, являвшегося тогда фактически «министерством по делам религии». А вся русская православная церковь официально была на государственном финансировании, официально всё духовенство, кроме монахов, и светские чиновники Синода получали государственное жалование. Следовательно, с юридической точки зрения любая власть, хоть царская, хоть Временное правительство, хоть большевики, имела полное право забрать у церкви, являвшейся фактически казённым учреждением, собственность, которой церковь всего лишь пользовалась.