Найти тему

Летопись: Самый читаемый автор

Его писательский путь, начавшийся в 1909 году, шел по крутой и стремительной восходящей. Его сочно и ярко написанные рассказы отражали заторможенный ритм уездной жизни, тягостные отношения между людьми, растерянность перед смутными переменами.

130 лет назад – в 1894 году – в Можайске Московской губернии, в семье обрусевшего немца родился замечательный русский писатель Борис Андреевич Пильняк (Бернгард Вогау), выпускник Московского коммерческого института (1920). Успех неизменно сопутствовал его публикациям. В 1920-е годы он – один из самых читаемых и популярных советских авторов.

Сталинская власть постепенно стала рассматривать писательский труд по формуле «кто не с нами, тот против нас»: либо служишь партии и прославляешь все ее деяния, либо – к стенке. В 1929 году в партийной прессе развернулась злобная кампания, направленная против Евгения Замятина и Пильняка, напечатавших свои романы за рубежом.

Еще 2-3 года назад советские писатели свободно публиковались в русских издательствах за границей, что считалось своеобразной пропагандой большевистской литературы. А сейчас газеты запестрели заголовками: «Враждебная агентура в рядах советских литераторов», «Вылазки классового врага», «Антисоветский поступок».

Замятин обратился в правительство и получил разрешение на выезд; Пильняк остался, и за него взялись уже всерьез. Чекисты припомнили ему и помощь семье Карла Радека во время ссылки, и дружбу с опальным журналистом Александром Воронским, и «доказали», что все его книги были написаны «по прямым заданиям троцкистов».

Арестовали Пильняка осенью 1937 года, объявили японским шпионом, участником «антисоветских, троцкистских, диверсионных, террористических организаций, готовивших убийство товарищей Сталина и Ежова» и 21 апреля 1938 года ра.сс.треляли. Ему было 43 года.

Сейчас, когда открылись архивы, трудно утверждать наверняка, что версия таинственной смерти Михаила Фрунзе, рассказанная Пильняком в «Повести непогашенной луны» (1926), соответствует действительности. Нашли историю болезни Фрунзе: да, он не хотел ложиться на операцию, но не более, чем любой другой нормальный человек не желает ложиться под нож хирурга, когда у него уже ничего не болит. Да, не обнаружили у него язвы желудка (точнее, обнаружили, что она зарубцевалась), но нашли многочисленные микроскопические изъязвления кишечника, которые и приняли за язву. Да, Фрунзе умер от наркоза, но и сейчас такие случаи не так уж редки.

Но Пильняк в своей прозе точно уловил то, что многие не осознают и поныне – строили мы (и построили) не социализм, где все во имя и все во благо, а тоталитарное общество, управляемое «кожаными куртками», беспринципной хищной стаей, во главе ее «негорбящийся человек», «номер первый», в котором читатели не могли не узнать Сталина... Хотя, впрочем, слишком много загадочных смертей случалось в те годы.

* * *

Спасибо за доброе отношение, лайки, комментарий, подписку. Это помогает и заставляет продолжать работать для вас.

#Пильняк #писатель #книги #популярность #дзен