Найти в Дзене
Миллиард Татар

По следам Хади Такташа: памятные места, связанные с жизнью поэта в Казани

Оглавление

3 октября состоялась большая экскурсия для казанских журналистов. Погружение в историю жизни и творчества Хади Такташа в Казани провела доцент Казанского федерального университета, литературовед Миляуша Хабутдинова. В ходе экскурсии слушатели обошли центр города, прошлись по улицам, по которым ходил Хади Такташ по пути в театр, общежитие и литературный кружок, даже дошли до здания литературных судов и университета.

Экскурсия и открытие личности великого татарского поэта через воспоминания о его жизни начались рядом со зданием ТЮЗа. Именно в этом месте началась история Хади Такташа в Казани, и именно в этом месте состоялась его последняя встреча со зрителями и почитателями его творчества.

Казанский ТЮЗ

По воспоминаниям, впервые Такташа увидели в ТЮЗе города Казани. Это здание было открыто в начале сентября 1922 года, там кипело все татарское общество, шла подготовка к октябрьскому празднику. Он не приехал в Казань с пустыми руками. Наки Исанбет встретился с Такташем в аудитории коммунистических университетов, оба подписались на курсы в отдел переводчиков, готовились к поступлению.


Фото: © предоставлено автором
Фото: © предоставлено автором

Такташ – суфлер

Первые шаги поэт совершает как суфлер. Газеты помогали ему и в их типографиях даже была выпущена его первая книга, но нужно было как-то жить, нужна была работа, поэтому он устраивается суфлером в ТЮЗ.

Тази Гиззат говорил: “Суфлер из него вышел неважный. Он мог громко засмеяться, засмотревшись спектаклем, засмеявшись, ронял свои книги, а когда спускался их собрать, несколько раз останавливал спектакль и спускал занавес”.
За работу суфлером поэту была выделена комната в гостинице “Европейская”, там жили и другие писатели и поэты.

«Такташ умер» / «Такташ үлде»

Стихотворение «Такташ үлде» («Такташ умер», 1923) стало свидетельством острого кризиса, который переживал поэт.

20-ые годы были временем интересным и богатым на открытия в литературе, культуре, науках, женщины начали стремиться к собственному развитию и начинали заниматься общественными делами, появились первые женщины-врачи и женщины-юристы:
«Начинает формироваться советская страна, а каждая нация старается найти свой путь. Но мы забыли идти своим путем. Наши поэты и писатели были вынуждены встать на новую дорогу свободы. В чем я вижу подвиг Хади Такташа? Он первый обозначил этот путь стихотворением «Такташ умер» («Такташ үлде»). Потому что история нашей культуры, прошедшая через века, осталась позади, а новая – культура Демьяна Бедного, не подходила нашей татарской культуре».

Мы всегда говорим – Казань и Такташ. Но сюда он приехал уже формировавшимся поэтом и писателем. Казань не изменила его способ мышления – а попыталась сломать.

Такташ не выступал против Тукая

Галимжан Ибрагимов, оценивая его творчество, говорил: “У нас сейчас появилось много разных писателей, но самый большой след в литературе оставил Хади Такташ”. 

В Казань в 1922 году приехал уже сформировавшийся поэт, со своими творческими принципами. Говоря о литературном противостоянии поэтов, советская литература опиралась на мнение Аделя Кутуя - мол, когда они впервые встретились с Такташем, Такташ ему сказал – «мы разрушим эту литературу и построим новую».

После этого и появился образ разрушителя традиционной литературы. Но если рассмотреть его манифест с точки зрения идеологии, то выступлений против Тукая он не делал, а только продвигал тукаевскую реформу. Наступил новый век и новое общество, отвечая на вопросы которого, он говорил – «стихи должны рождаться на языке народа».


Фото: © предоставлено автором
Фото: © предоставлено автором

«Они не искали звезд на дне бутылки»

В воспоминаниях Хасана Туфана, Такташ шел по дороге испорченности, избегал и не любил места, где распивали алкоголь, не связывался с испорченными женщинами.

Кто-то может сказать, что это очередная идеализация наших поэтов. Но за другими писателями и поэтами остается след в виде их детей. Но где потомство Такташа? Нигде не объявлялось поэтов, похожих на него.

Имаджинист Кави Наджми и футурист Адель Кутуй писали в своих воспоминаниях, что после столкновений и споров в литературном кружке, они возвращались домой в свои комнаты и пили чай. 

“Поэтому их литература чистая. Они не искали звезд на дне бутылки”, - подчеркнула Миляуша Хабутдинова.

Такташ и футуристы

Если в театре не хватало актеров, на сцену выходил Такташ. Все стихи он знал наизусть, потому что для того, чтобы изменить ритм, он по 40 раз повторял каждое слово, пока не находил нужное место для слова в своих стихотворениях. Поэтому слова в стихах Такташа двигать нельзя, они поставлены в соответствии с фонетическими законами и нашим языком. Как только стихотворения Такташа выходили в свет, люди уже знали их наизусть, потому что его поэзия была народной.

Такташ уже был символистом, но его другу тоже нужно было найти свое место в литературном поприще. В воспоминаниях говорится, что Такташ ласково и по-мишарски называл Аделя Кутуя «канатым» («мое крылышко»). Но Кутуй пошел другой дорогой, потому что занимался в русских литературных кружках, писал стихи для совершения футуристической революции, проводил фонетические эксперименты в стихах. Но народ встает против и не принимает этого, Адель Кутуй это тяжело переживал.

Такташ говорил футуристам, что они идут неправильной дорогой, критиковал их в суде. А для победы над поэтом, футуристы делали нападки на его творчество и устраивали литературные суды.

Хади Такташ был франтом

В ходе экскурсии слушатели вместе с Миляушой Хабутдиновой обошли центр города, прошлись по улицам, по которым ходил Хади Такташ по пути в театр, общежитие и литературный кружок, даже дошли до здания литературных судов и университета.


Фото: © предоставлено автором
Фото: © предоставлено автором

“Татарские писатели не жили с переживаниями о деньгих, они жили идеалами, работали с детьми, окрыляли их и показывали им дорогу в литературе”, - рассказала экскурсовод.

Если посмотреть описание поэтов, глазами детей литературного кружка, можно заметить, что Такташ был франтом. После встречи с поэтом в Москве Накый Исамбет говорил, что Хади любит показывать себя. Несмотря на тяжелое финансовое положение, он старался создать образ - у него могло не быть даже хорошей рубашки, но на нем в Москве было модное пальто, как на обложке книги немецкого писателя Генриха Гейне.

Фатих Хусни даже писал в своем дневнике: «Что на нем было надето? Сейчас, по прошествии тридцати-тридцати пяти лет, трудно говорить об этом. Одно можно сказать очень четко: никогда на нем не было надето очень модного костюма с иголочки. Одет он был просто, одна штанина даже будто короче второй, а поверх была надета широкая толстовка без пояса» (перевод с татарского).

Это была мода, перенятая из русских модных тусовок и писательских квартирников.  Татарская поэзия в тюбетейках искала свой путь, старалась показать свою свободу и через одежду.

Народ защищал своего поэта


Фото: © предоставлено автором
Фото: © предоставлено автором

Чтобы уберечь его от призыва в армию, была изменена дата рождения Хади Такташа. Так татарский народ хотел уберечь его от фронта. Даже если внимательно присмотреться к фотографиям того периода, мы легко заметим, что это далеко не мальчик, а уже взрослый парень.

После того, как Галимжан Ибрагимов хвалит «Трагедию сынов земли» и пишет, что Такташ открыл читателю символизм, футуристы снова устраивают литературный суд над Хади Такташем. Суд над писателем тогда проходил в здании, где располагался авиационный техникум, а ныне КФУ. Народ тогда встал на защиту любимого писателя, решение суда даже не было нигде опубликовано.

Пройдя Института экономики и финансов КФУ, пешая журналистская экскурсия дошла до двухэтажного здания на Кремлевской улице. Там, на втором этаже, раньше располагались редакции многих журналов, где работал и публиковался Хади Такташ - «Октябрь яшьлэре», «Авыл яшьлэре», «Чаян», «Азат хатын» и др. 

«Редакции тогда не были похожи на сегодняшние – на одной половине стола была одна редакция, на другой – вторая», - рассказала экскурсовод.

Такташ был против смены письменности и шрифтов


Фото: © предоставлено автором
Фото: © предоставлено автором

Жена поэта Гульчира Хамзина хотела учиться на юриста и уехала в Москву, оставив на руках Такташа их новорожденного сына. Поэт поддержал стремление супруги и не побоялся взять заботы о грудном ребенке на себя, при этом продолжая работать журналистом и ездить в командировки. На протяжении 5 лет учебы поэт берет на себя все финансовые издержки и воспитание сына. 

Хади Такташ выступал против новых шрифтов, поэтому его произведения не публиковали. С просьбой опубликовать свои произведения на арабском он писал Махмуду Максудову, редактору московской газеты «Яшь эшче»: «Опубликуйте в последний раз. В следующий раз напишу вашими латинскими буквами. Гонорар отдайте Гульчире, ей же жить нужно». Поэт отправил стихотворение на арабском, пообещав перейти на латиницу.

«Вот какими были татарские мужчины, помогали расти своим женам и воспитывали детей», - подчеркнула Хабутдинова.

К сожалению, семейное счастье поэта тоже продлилось не долго. Вскоре после завершения учебы в Москве, Хади Такташ и Гульчира Хамзина разводятся, и она забирает уже пятилетнего сына к себе.

После покушения, пулю поэт носил с собой

После того, как Такташ женился уже во второй раз, он переехал из Чернояровского Пассажа в большую квартиру на месте УНИКСа, где ему выделили целый этаж. Политические конфликты привели к покушению на жизнь татарского поэта. Миляуша Хабутдинова рассказала, что от смертельного выстрела Хади Такташа спасла любовь к яблокам – поэт потянулся за яблоком и пуля прошла мимо. Личность стрелявшего осталась неизвестна, однако, есть версия, что покушение совершил хорошо знакомый поэту человек. Такташ не заявил о случившемся, и даже носил пулю в своем кармане.

В последний путь поэта провожала целая улица


Фото: © предоставлено автором
Фото: © предоставлено автором

Такташ любил жизнь и был не согласен с решением Маяковского уйти из жизни. Он говорил, что хочет еще увидеть, как растут его внуки. В 1931 году он скоропостижно умер от простуды.

В день, когда проходило прощание с Хади Такташем, на улице возле казанского ТЮЗа не было свободного места. Казалось, вся Казань пришла проводить поэта, а конная милиция сопровождала процессию и табут до самого кладбища в парке Горького.


Фото: © предоставлено автором
Фото: © предоставлено автором

Экскурсия завершилась возложением цветов на могилу поэта в Аллее славы парка Горького. Перед этим Миляуша Хабутдинова прочла стихотворение, которое написала мать Хади Такташа после его смерти. Также у памятника поэту была прочитана сура “Ихлас” и коллективное дуа (молитва).

Подробнее: https://milliard.tatar/news/po-sledam-xadi-taktasa-pamyatnye-mesta-svyazannye-s-ziznyu-poeta-v-kazani-6289