Николай Александрович Семашко родился 26 сентября 1874 года в семье педагога в селе Ливенское Елецкого уезда Орловской губернии.
Жизнь распорядилась так, что сначала он стал революционером, а потом врачом. Политика поначалу мешала его медицинской карьере. Но все изменилось в 1917 г., когда В.И. Ленин поручил ему создать новую систему здравоохранения.
В этой заметке мы хотим приоткрыть историю создания самой знаменитой в мире «системы Семашко».
Н.А. Семашко работал земским врачом три года, сменив 3 места работы. Он всегда был больше революционером, чем врачом. Более 10 лет провел в эмиграции, был крупным деятелем партии большевиков. Собственных знаний основ организации здравоохранения к 1917 году у Семашко было немного. Николай Александрович - талантливый человек с пытливым умом и всесторонним образованием проявляющий интерес к истории медицины, положил в основу своей системы разработки комиссии Рейна.
Межведомственная комиссия под руководством академика, генерала Георгия Ермолаевича Рейна проделала большую работу и предложила проект реформы здравоохранения России. Началась эта работа в 1912 г. при Н. Столыпине. Впервые в мире была предложена национальная система здравоохранения бесплатная для населения: централизованная система управления здравоохранением, организация работы лечебных учреждений, санитарной службы, борьба с эпидемиями, медицинское образование, медицинское право, охрана материнства и детства в России.
Николай II утвердил выработанное Положение об учреждении Главного управления общественного здравоохранения, которое на правах министерства было создано в декабре 1916 года. Однако реализовать эти задачи не удалось. Сначала мешали бюрократические проволочки, а сразу после Февральской революции 28 февраля 1917 года временное правительство арестовало Г. Е. Рейна. Содержался он в Таврическом дворце, а затем вместе с другими министрами переведен в Петропавловскую крепость. Его быстро отпустили, но все декреты относительно государственной системы здравоохранения были упразднены. После октябрьской революции Г.Е. Рейн эмигрировал за границу. Сначала в Болгарию, а затем во Францию в Ниццу.
Справедливости ради надо сказать, что Комиссия Рейна опиралась в своей работе на заключение так называемой Комиссия Боткина. Еще в 1886 г. при Медицинском совете Министерства внутренних дел Российской империи была организована правительственная Комиссия по вопросам улучшения санитарных условий и уменьшения смертности в России под председательством профессора Сергея Петровича Боткина.
Комиссия Боткина пришла к заключению, что для более эффективного руководства здравоохранением необходимо создать самостоятельный центральный орган управления делами народного здравия во главе с врачом. Однако медицинская общественность выступила против этой идеи, предполагая, что новое министерство вскоре превратится в очередное бюрократическое учреждение, тормозящее живое дело земской и городской медицины.
И только новый государственный строй Советской России позволил воплотить в жизнь усовершенствованную, творчески переработанную Николаем Александровичем Семашко под новые политические реалии систему здравоохранения Боткина-Рейна. Это была первая в мире настоящая инновация в здравоохранении, событие цивилизационного масштаба.
Основные принципы, разработанные Семашко в 1917-1918 годах, развитые и дополненные в дальнейшем:
Ø Бесплатность и общедоступность медицинской помощи
Ø Профилактика заболеваний
Ø Санитарная грамотность населения
Ø Государственный характер здравоохранения
Ø Единство медицинской науки и практики
Модель Семашко была построена как многоуровневая система медицинской помощи с четко дифференцированной структурой, в которой каждый из пяти уровней соответствовал тяжести заболевания: районные, центральные районные, городские, областные и федеральные учреждения здравоохранения, и все они были объединены эффективной системой направления больных для оказания специализированной помощи. Центральное место в этой модели занимал участковый врач, который отвечал за предоставление и координацию медицинской помощи населению на его участке. Эта модель позволяла интегрировать деятельность других медицинских служб и была очень эффективной с экономической точки зрения: не требовала больших затрат, медико-санитарные услуги могли быть доступны для всех и предоставлялись бесплатно.
Важно отметить, что система Семашко была ориентирована не только на лечение болезней, но и на их предупреждение. «Профилактика – это путь, которым мы идем, диспансеризация – метод решения профилактических задач», – писал Н.А. Семашко.
Принцип системы Н.А. Семашко, в основе которой лежит бюджетное финансирование медицины и административное управление ей, звучит как: «От каждого по его материальным возможностям, каждому по его медицинским потребностям». И надо сказать, что этот принцип достаточно успешно реализовывался в нашей стране на протяжении 70 лет советской власти. Кроме того, система бюджетного финансирования, созданная в Советском Союзе усилиями Н.А. Семашко, сегодня действует не только в социалистических государствах, как Куба и Китай, но и в Великобритании, Швеции, Дании, Ирландии и ряде других стран.
В 1978 году система Семашко была признана ВОЗ лучшей в мире. Эта же система, внедренная на Кубе, признана лучшей в мире в 2012 году.
Эксперт Международного Комитета по правам человека профессор Бобров указывал, что экономическая эффективность системы Семашко превышала эффективность западной системы в пять раз.
Эпидемия коронавируса в мире выступила своеобразным экспертом эффективности принятой на Западе системы здравоохранения и системы Семашко. Например, в Европе наиболее пострадавшие Испания и Италия накануне пандемии занимали 3 и 4 места в мировом рейтинге эффективности систем здравоохранения (The Most Efficient Health Care), рассчитанном агентством Bloomberg. Но в критической ситуации их система не справилась и пришлось помогать итальянцам всем миром - и Россия не осталась в стороне. А те страны, где сохранилась мобилизационная система Семашко продемонстрировали существенно более низкие темпы распространения инфекции. К таким странам, помимо России, относятся Япония и Южная Корея, расположенные явно ближе к очагу возникновения вируса - Китаю.
Авторы - Колесов С.А., Умнягина И.А.
(по материалам открытой печати)