Считается, что первым относительно крупным беспилотником в рядах ВКС является "Орион", однако на самом деле это не совсем так - первым был "Форпост". Непростая машина, с довольно интересной судьбой, которая недавно вновь стала применяться по прямому назначению, о чём мы сегодня более подробно и поговорим.
Приветствую на канале!
Начать хотелось бы с истории, так как "Форпост" не совсем наш. Дело в том, что это детище израильской компании IAI, созданное аж в начале 90-х годов под наименованием Searcher, что можно перевести как "искатель", или "поисковик". В первоначальном виде машина предполагалась как средство ведения разведки, что собственно и отражается в его названии, а также служила для корректировки огня в зоне БД. Позже изделие получило несколько модификаций, дабы отвечать современным требованиям, но уже в конце нулевых постепенно стало сдавать позиции более современным изделиям. Хотя, стоит отметить, машина до сих пор остаётся на вооружении АОИ. Примерно в тех же годах наше МО заинтересовалось подобной техникой, по одной довольно простой причине - август 2008, когда стала очевидна необходимость в постоянной разведке силами беспилотников. Годом позже была закуплена установочная партия "Искателей", а чуть позже удалось договориться о производстве дронов на территории России. Учитывая падающий приоритет машины, Израиль согласился, и с 2012 года силами "Уральского завода гражданской авиации" началась сборка из иностранных комплектующих под наименованием "Форпост". Всё шло хорошо, но тут грянул 2015 - старт сирийской кампании, в ходе которой беспилотник принимал активнейшее участие. В какой-то момент в САР присутствовала львиная доля собранных изделий, так как контролировать необходимо было очень большую территорию. По понятным причинам Израилю это не совсем нравилось - один дрон они даже сбили над спорными с Сирией территориями.
В общем, ни комплектующих, ни уж тем более о дальнейшем сотрудничестве речи быть не могло, а значит встала одна простая, но очень важная задача - создать аналог, так как базовая версия, несмотря на корни, лежащие аж в 90-х, показала себя очень неплохим средством ведения разведки. Но создавать с нуля идея так себе, беспилотники нужны прямо сейчас, и решение пришло следующее - необходимо внедрить в конструкцию машины отечественные комплектующие, дабы избавиться от внешней зависимости. Забегая вперёд, получилось даже лучше - от "Искателя" остался только планер, да и тот серьёзно переработан и получил в дальнейшем наименование "Форпост-Р". В сравнении с предшественником машина немного увеличилась в габаритах и весовой категории - дрон перешагнул отметку в 500 кг взлётной массы, а также получил возможность нести груз различного назначения. Сравнивая с "Орионом", он почти в 2.5 раза легче, хотя разница в характеристиках при этом не столь уж и велика. К тому же бонусом сверху можно считать меньшую заметность на радарах. В воздухе обновлённый "Форпост" может находиться до 18 часов благодаря новому двигателю АПД-85, что очень неплохо для его весовой категории, а также "висеть" на высоте до 6 километров - достать из ПЗРК уже не выйдет, если только чем-то более серьёзным. Отдельно стоит отметить программное обеспечение - оно, как и все остальные комплектующие, тоже отечественное, что немаловажно для стабильной работы при не самых тёплых отношениях со страной, создавшей беспилотник.
Помимо очевидного фронта работ, нашим конструкторам удалось выйти за определённые рамки и сделать машину не только разведывательной, но и придать ей ударный функционал. Так, например, в списке полезной нагрузки засветились КАБ-20С, которые прямо сейчас используются по назначению - известен как минимум один факт применения данного боеприпаса по танку противника, само собой успешно. "Начинки" в нём примерно, как в "Краснополе", так что выдержать прямое попадание не представляется возможным. Однако помимо данного изделия с недавних пор в арсенале "Форпоста" появилась и Х-БПЛА - куда более серьёзное решение противотанковых проблем, и оно также испытано в деле. Если кратко, то перед нами переработанная под нужды беспилотников ПТУР "Корнет", со всеми вытекающими для противника последствиями. Дистанция полёта составляет 8 километров, что равняется гарантированным возможностям оптико-электронной системы обнаружения "Форпоста", хотя на практике видит она гораздо дальше. Наведение ракеты осуществляется по лазерному лучу, что позволяет бить даже по движущимся целям - "Краснополь" продемонстрировал это уже бесчисленное количество раз. Более того, и по воздушным целям можно работать, правда это скорее приятный бонус, чем полноценная задача для оператора беспилотника. В общем, довольно неплохая машинка этот "Форпост-Р", с целым набором достоинств и решённых недостатков в виде иностранных комплектующих.
Подводя итог по "Форпосту" отметим, что есть ещё одно крайне важное достоинство машины на фоне всех его конкурентов, включая "Орион" - это количество и цена. По самым скромным оценкам, у нас сейчас около трёх десятков комплексов, что не означает 30 машин - в составе одного такого может быть несколько беспилотников, а общее их количество оценивается примерно в сотню. И работы не останавливаются - идёт активное производство ввиду отсутствия каких-либо ограничений со стороны, а также модернизация. По большей части за счёт придания различных полезных нагрузок, среди которых не только ударное вооружение, но и разведывательное, включая радиолокационные станции.