Приветствуем всех, канал Инклюзивная СРЕДА подготовил для Вас продолжение цикла статей про учебное оборудование для детей с РАС.
Для учащихся с ментальными особенностями время является абстрактным, трудным для усвоения понятием. В силу специфики психического развития они живут в настоящем – «здесь и сейчас», поэтому ожидание дается им крайне нелегко. Воспоминания ребенка с РАС избирательны, а будущее кажется неопределенным. Дети в спектре аутизма практически не способны помнить о предстоящих событиях. Тем важнее научить их визуализировать время и планировать свою деятельность, оценивая ее длительность. Для этого требуется сформировать представление о единицах измерения времени, ввести в употребление слова, связанные с обозначением временных отрезков (вчера, завтра, через день и т.д.). Справиться с этой задачей помогут такие устройства, как таймеры и планировщики.
Визуальный таймер похож на аналоговые часы с циферблатом, по которому движется красный диск, поэтому он наглядно демонстрирует течение времени. По мере уменьшения красного поля на циферблате уменьшается и установленный временной промежуток. Устройство подходит для использования в учебном классе или дома, его можно поставить на стол, повесить на стену или прикрепить к металлической поверхности с помощью магнитов. Звуковой сигнал напомнит о том, что заданный отрезок времени на исходе. Таймер позволяет следить за повседневными делами, повышать концентрацию внимания в течение дня, а также развивать самостоятельность и независимость.
Как известно, дети с РАС подвержены монотропизму, т.е. склонны уделять все свое время какому-то одному занятию, из-за чего испытывают сложности с планированием.
Планировщик помогает визуализировать последовательность задач или действий, когда необходимо измерить время любой деятельности. Устройство сообщает, когда задача завершена и когда начинается следующая благодаря светодиодным лампочкам, показывающим текущий статус задачи. Устройство можно использовать для всех активностей, которые подразумевают начало и конец или требуют определенного времени на выполнение: от 1 до 60 минут. Можно запрограммировать как 1 действие, так и до 12 последовательных действий. При этом нижняя полоса служит для индикации времени, цветные панели выделяют текущую активность, а красная панель указывает на активность прошедшую. Благодаря простому кнопочному управлению можно переадресовать, вернуть, повторить или приостановить задачу.
На сегодня это все, а в следующих статьях рубрики «РАСставим все точки над i» мы поговорим о новых утвержденных Минздравом РФ клинических рекомендациях для данной нозологии и о роли адаптивной физкультуры в лечении и обучении детей с аутизмом.