Казнь короля Карла I Стюарта действительно изменила все. Не в экономике, не в политике, а в самых глубинных ментальных представлениях людей и полностью изменила принцип взаимоотношений народа и власти.
Карл I Стюарт, король Англии, Шотландии и Ирландии. Именно в его правление произошла знаменитая английская буржуазная революция и во многом в результате его непродуманных действий.
Все знают про эту революцию. Ну еще бы, именно она привела к полному краху феодализм и начала формироваться новая общественно-экономическая формация - капитализм, именно с нее в истории начал отсчитываться период "новое время", "новая история".
И одним из самых существенных моментов, если не самым существенным, была казнь короля. Этим актом были перечеркнуты тысячелетия исторического развития и "божественное право" королей. На их место пришел совсем иной принцип.
"Божественное право" или "Божией милостью..."
Перед самой смертью, на эшафоте, король Карл I высказал свои взгляды очень кратко и емко. Он действительно был мужественный человек и даже перед лицом смерти не отказался от своих принципов.
- Я должен сказать вам, что ваши вольности и свободы заключены в наличии правительства, в тех законах, которые наилучшим образом обеспечивают вам жизнь и сохранность имущества. Это проистекает не из участия в управлении, которое никак вам не надлежит. Подданный и государь — это совершенно различные понятия. -
По сути здесь концентрировано выражен сложившийся столетиями принцип существования монархии и власти вообще.
Дело в том , что исходя из концепции появившейся в Византии и развитой в средневековой Европе короли обладали божественной властью и были неподсудны людскому суду. Они "избранники божьи" и никто не вправе не то что судить, но даже обсуждать их действия.
На самом деле эти взгляды господствовали во всем мире, просто в Европе под них подвели философскую, научную базу. На Руси было в принципе тоже самое. В сущности строка "Божией милостью..." означает именно это и впервые появилось на Руси в грамотах Великого князя Юрия Галицкого (1433г.)
Причем Бог избирал не конкретного человека, а целый род. Отсюда и наследственность власти. Однако главное это неподсудность правителей, какими бы они не были и неважно, что творили. Только Бог мог судить их, а значит любые восстания против власти означали противодействие божьей воле.
Однако казнь Карла I все изменила. Что же произошло?
Решительный, самоуверенный и глупый король
Мы не будем вдаваться в подробности правления Карла I и английской революции, а отметим только основные моменты и причины событий. Главной же причиной являлся эгоизм короля и его неумение править.
Все свое правление он следовал исключительно собственным желаниям и никак не интересовался мнением подданных и интересами государства. А так как был абсолютно уверен в своем "божественном" праве вытворять все что угодно, то сумел ущемить интересы всех слоев населения страны, от аристократии до крестьян.
Результатом стала революция вспыхнувшая в 1642 году и череда гражданских войн.
Все эти войны Карл проиграл, все таки он действительно был крайне неумелый и неумный правитель. Закончилось все в 1647 году - король потерпел окончательное поражение, был арестован и взят под стражу.
Революция победила. Однако вот тут и начались проблемы у восставших - а что с ним дальше-то делать. Его ведь нельзя судить и отстранить от власти - короли неподсудны. Да и вообще как быть с монархией, это же божественное установление.
Но что-то делать надо было. Кстати никакой мысли отказываться от монархии у революционеров не было. Как ни удивительно, но королю даже предложили вернуть власть, причем на вполне умеренных условиях. Но Карл отказался - или все или ничего.
Божественное право королей все таки было глубоко укоренено в сознании людей. Но что-то ведь делать надо было и англичане нашли выход. Очень радикальный выход.
Глас народа - глас божий
4 января 1649 года английский парламент принял конституционный акт, в которым основным положением являлось, что только "народ - источник всякой власти под богом". По сути, законодательно отменялось "божественное право королей" и их неподсудность, а палата общин получила возможность судить короля от имени народа.
Это действительно была революция. По сути государство и власть теряли свою сакральность и ставились в зависимость от желаний народа и соответственно возникало право на революции, если власть не устраивает.
Суд прошел. Король был приговорен к смертной казни и 30 января 1649 года казнен. Это была не просто казнь, а некий символ смены парадигм, пусть не сразу, а стечением времени, но толчок был дан.
Начиналось новое время.