Друзья, сегодня я хочу поговорить о теме, которая, возможно, заставит вас вновь задуматься почему в христианстве всё перемешано. Как я говорил ранее, христианство взяло буквально всё самое лучшее из ранних религий и сделала свою.
В самой ранней версии христианства была идея реинкарнации.
Но почему в 553 году группа из 164 человек решила, что реинкарнации нет. Почему от идеи «переселения душ» отказались?
Пятый Вселенский Собор и реинкарнация
Итак, перенесемся в 553 год, Константинополь. С 5 мая по 2 июня там проходил Пятый Вселенский Собор. Главной целью собрания было урегулирование богословских споров, которые раздирали церковь изнутри.
Напомню, что тогда религии какой мы ее знаем сегодня не существовало. Что-то убиралось из канона, что-то додумывалось и заимствовалось.
На Соборе были осуждены некоторые учения Оригена — выдающегося христианского теолога III века. Ориген выдвигал идеи о предсуществовании душ и их возвращении к Богу, что некоторыми воспринималось как намек на реинкарнацию. Хотя прямого осуждения реинкарнации не было, косвенно такие идеи были признаны еретическими.
Интересный факт: папа Вигилий не присутствовал на Соборе из-за политических и церковных разногласий. Его отсутствие добавило еще больше загадок в эту историю.
Влияние на христианство
После Собора учения, напоминающие реинкарнацию, стали считаться неподходящими для ортодоксального христианства. Это повлияло на формирование доктрины и то, какие тексты вошли в канон Священного Писания.
Когда христианство пришло в Русь, оно уже не содержало идей о реинкарнации. Вместо этого акцент делался на воскресении и Страшном Суде. Идея врат Рая и судного дня пришлось по душе Владимиру, но было принято не всеми.
Это сформировало определенное мировоззрение, основанное на страхе наказания или надежде на спасение в единственной жизни.
Реинкарнация в древних религиях
Реинкарнация — идея не новая. Она присутствует в индуизме и буддизме, где душа проходит через множество жизней на пути к просветлению. В иудаизме такие идеи встречаются в каббалистических учениях.
В христианстве и исламе концепция реинкарнации отсутствует в официальных доктринах. Однако это не мешает людям искать ответы и в этих традициях.
Ислам это поздняя авраамическая религия, поэтому при её формировании реинкарнацию уже не рассматривали.
Учение Иисуса о реинкарнации
Есть ли в словах Иисуса намеки на реинкарнацию?
Некоторые исследователи указывают на отрывки из Евангелия от Матфея, где Иоанн Креститель ассоциируется с пророком Илией. Однако большинство теологов интерпретируют это символически, а не как прямое подтверждение реинкарнации.
Что касается утверждений о том, что Иисус изучал санскрит или другие языки Востока, то исторических доказательств этому нет.
Также идея о существовании 72 Евангелий, где скрыто почти всё учение Христа является спорной. Каноническими считаются четыре, остальные апокрифические тексты не признаны церковью.
Но сегодня нам интересен не Христос, в Ориген.
Ориген и его учение
Возвращаясь к Оригену, стоит отметить, что он был одним из самых влиятельных теологов своего времени. Его идеи о предсуществовании душ и их пути к Богу были революционными. Однако на Пятом Вселенском Соборе его учения были осуждены, что повлияло на дальнейшее развитие христианской мысли.
Он считал, что нельзя принимать всё только на веру и всегда нужно следовать «путем мысли».
Ориген верил, что душа проходит через различные этапы, стремясь к совершенству. Хотя это не прямая реинкарнация, некоторые видят в его учениях параллели с идеей множественных жизней.
В целом реинкарнация явление очень популярное, хоть и считается лженаучным. Хотя нет ни одного серьезного подтверждения переселения душ, люди продолжают рассказывать истории о своих прошлых жизнях.
Чем больше таких историй плодится, тем сильнее крепнет вера людей, что они жили в далеком прошлом. В науке этот эффект называется Эффект Пигмалиона или самогипноз — разные названия одного психологического феномена, относящегося к самосбывающимся пророчествам.
Суть эффекта заключается в том, что ожидания человека определяют его действия, которые связаны с определёнными намерениями, мыслями, а также автоматической работой внутренних ценностей и убеждений.
Этот психологический феномен позволяет целенаправленно или случайно влиять на мир вокруг.