Всем известно, что в нашем организме нет таких процессов, которые бы происходили изолированно от других. Все органы связаны друг с другом, организм работает как единая сложнокоординированная система. Речь тоже является сложной системой. Ведь, чтобы речевая функция осуществилась, необходимо участие не отдельных изолированных речевых центров, а обширных зон головного мозга. Необходима слаженная работа центрального (кора головного мозга, проводящие пути, ядра и подкорковые узлы) и периферического (голосовой, дыхательный, артикуляционный отделы) речевого аппарата. Без согласованной работы не получится красивой плавной речи. Речь тесно связана со всеми психическими процессами, а также со слухом и зрением. Если есть патология слуха, то и речь нарушается. И чем сильнее нарушен слух, тем грубее выражены речевые нарушения, вплоть до полного отсутствия речи.
Комплексный подход при коррекции нарушений речи строится на основе сочетания коррекционно-педагогической работы и медицинского воздействия.
Нарушения речи могут возникнуть из-за различных причин. Это может быть и родовая травма, и тяжелые заболевания, и дефекты прикуса, и даже неправильное речевое окружение. Разобраться во многих причинах и назначить лечение поможет врач, а может и группа врачей. Часто ведущую роль в комплексном сопровождении играет врач психоневролог. Более подробно о том, зачем логопед отправляет ребёнка к психоневрологу, вы можете прочитать в статье на моем канале. Причиной неправильного звукопроизношения может быть короткая подъязычная связка (уздечка). В таком случае помощь окажет стоматолог-хирург. Возможно, необходимо подрезать уздечку.
Часто отставание в развитии речи ведёт к задержке в формировании познавательных процессов. Так мышление не будет нормально развиваться без речи. Мысль не существует отдельно от речи. В результате, у ребёнка с речевыми нарушениями могут возникнуть проблемы в обучении. В таком случае необходимо подключить такого специалиста как дефектолог. Дефектолог занимается развитием психических процессов, оказывает помощь в усвоении учебных предметов, адаптации и социализации.
У ребёнка с нарушениями речи могут наблюдаться проблемы с поведением, импульсивность, низкая самооценка. Дети с заиканием часто тревожны, избегают коммуникации. Всё это отражается на личности ребёнка в целом. Конечно, здесь не обойтись без психолога.
Не последнее место в комплексном подходе занимают родители. Ведь именно они занимаются закреплением навыков, оказывают помощь ребёнку, поддерживают позитивный настрой и веру в хороший результат.
Как мы видим, детям с нарушениями в речевом развитии нужен комплексный подход, который может включать в себя довольно много специалистов разного профиля. Чем тяжелее речевая патология, тем раньше должна начаться комплексная коррекция. Ведь время самый важный фактор. Главное его не упустить. Важно, чтобы специалисты взаимодействовали друг с другом, придерживались единого плана действий, которые приведут к стойкому, положительному результату.
Но комплексный подход нужен не всем. Например, у ребёнка негрубо нарушено звукопроизношение, при этом нет нарушений слуха, интеллекта, сохранна иннервация артикуляционного аппарата. В таком случае необходима только логопедическая помощь. Конечно, каждый случай уникальный, вопрос о необходимости комплексного подхода решается на консультации у специалиста.
Подписывайтесь на мой канал, у меня много интересного!