Найти в Дзене
Злой Биолог

Соломинка в заднице, или голая правда про моду

Павлиний хвост долго не давал покоя Дарвину. Он противоречил теории естественного отбора: Дарвин топил за выживаемость особи, а тут откуда-то взялся павлин со своим гигантским веником. Ну явно же это странное приспособление мешает ему улепётывать от врагов. А оленьи рога? Сколько ценнейших ресурсов нужно потратить, чтобы отрастить эту замысловатую люстру на голове, которая предательски цепляется за ветки. Но если рассмотреть эти совершенно бесполезные (а часто даже вредные) атрибуты не со стороны удобства выживания, а как мигающую вывеску: "Я такой сильный (ловкий, хитрый) что могу себе позволить отрастить гигантскую бесполезину и даже остаться при этом в живых", то становится понятным, что к чему. Так Дарвин ввёл дополнительное понятие полового отбора.
Людям, как и всем живым существам, ведомым половым отбором, свойственно стремиться выгодно отличаться от других. Павлин отращивает хвост попышнее, олень - рога побольше, на основании этого самка выбирает генетически более успешного пар

Павлиний хвост долго не давал покоя Дарвину. Он противоречил теории естественного отбора: Дарвин топил за выживаемость особи, а тут откуда-то взялся павлин со своим гигантским веником. Ну явно же это странное приспособление мешает ему улепётывать от врагов. А оленьи рога? Сколько ценнейших ресурсов нужно потратить, чтобы отрастить эту замысловатую люстру на голове, которая предательски цепляется за ветки. Но если рассмотреть эти совершенно бесполезные (а часто даже вредные) атрибуты не со стороны удобства выживания, а как мигающую вывеску: "Я такой сильный (ловкий, хитрый) что могу себе позволить отрастить гигантскую бесполезину и даже остаться при этом в живых", то становится понятным, что к чему. Так Дарвин ввёл дополнительное понятие полового отбора.

Людям, как и всем живым существам, ведомым половым отбором, свойственно стремиться выгодно отличаться от других. Павлин отращивает хвост попышнее, олень - рога побольше, на основании этого самка выбирает генетически более успешного партнёра. У человека же выбор шире, потому как он хитрее и падок на редкости (и блестяшки): вместо того, чтобы растить какие-то там рога и хвосты, он может найти интересную безделушку, нацепить её на себя и внезапно поднять уровень неподражаемости. Тут уже совсем не обязательно становиться быстрее, сильнее, мудрее - обвешался красивыми побрякушками - готов выдающийся жених. Ну, по совести сказать, безделушку тоже ещё надо найти, оформить, защитить от посягательств - а для этого необходимо обладать определёнными качествами, так что всё более-менее честно. Правда, есть нюанс: безделушки может под каким-то предлогом забрать вождь или выманить жрец - и тут мы подходим к тому, что на самом деле есть мода.

По Зиммелю социальный феномен моды возник вследствие классового разделения. Если утрировать, высшие классы могли позволить себе разнообразные "бесполезины" и "безделушки" и всегда этим намерено выделялись, демонстрируя свой статус. Но так как все это добро (которого порой копилось сундуками) носить на себе или показывать становилось нереально (и опасно), нужны были особые символы и знаки, которые были бы по-прежнему недоступны простолюдинам, но при этом сразу заметны. Таким образом, как эквивалентом золотых монет стали бумажные деньги, так статус класса или сословия стала символизировать одежда. То есть, помимо полового отбора, в феномене моды замешаны классовые различия - это компонент моды номер два.

Теперь про компонент моды номер три. Что будет, если в стае обезьян какая-то особь воткнет себе в задницу соломинку и будет гордо с ней расхаживать? Тут несколько вариантов ответов, но самый верный: многое зависит от социального статуса. Если особь высокоранговая, то существует гораздо больше шансов, что носить соломинку в заднице станут и другие обезьяны. То есть, внезапно это станет МОДНЫМ. Все сложные животные наделены таким свойством, как подражание - это жизненно необходимо и является неотъемлемой частью обучения. Но в данном случае стремление подражать играет злую шутку, создавая иллюзию, что засунув в зад соломинку, ты поднимешься выше по рангу как в собственных глазах, так и в глазах остальных обезьян.

Итого:

- мы имеем половой отбор (он напрямую связан со стремление занять более высокое иерархическое положение);
- социальные (классовые) различия, выражаемые в определённых (зачастую совершенно бесполезных) символах;
- стремление подражать.

Всё это запускает появление и эволюцию определённого социального феномена, которое впоследствии назовут МОДА.

Так как активное подражание и мимикрия низших классов под высшие не сильно нравилась обладателям безделушек, возникла необходимость периодически менять символы. Когда в "элитах" появлялся модный тренд, спустя какое-то время в иерархичном обществе он спускался вниз, потому приходилось снова привносить новый тренд, чтобы дистанцироваться от масс. Богатые могли себе такие финты с лёгкостью позволить, а вот бедняки угнаться за ними - нет. Так и появилась МОДА: способ богатых людей всегда оставлять обезьянничающие классы позади. Именно оттуда пошел стыд носить "устаревшие" по моде вещи.

Сейчас мода эволюционировала и обрела дополнительные функции, став орудием эпохи потребления. Её сделали дешевой, доступной массам и постоянно раскачивают уже с иными целями: побуждая не только подражать, но и всё больше покупать. Потому модные тенденции в современном мире ненавязчиво меняются практически каждый год. И даже определённый цвет намерено вводится в моду: всё ради того, чтобы мы купили очередную ненужную шмотку в забитый шкаф.

И казалось бы: всё же очевидно. Сапиенсы должны бы поумнеть и перестать уже втыкать себе соломинку в зад. Но нет. Подражание "высшему классу" по сей день в тренде. Если сомневаетесь, подумайте о брендах и чудовищной длине маникюра) Длиннющие когти с трёхэтажной лепниной в виде цветочков говорят не о красоте и неотразимости, а о том, что женщина нуждается в прислуге (хотя на самом деле она, скорее всего, не может себе это позволить).

И да: по Зиммелю моды без классов не существует.

Пы.Сы. Не стоит путать моду со стилем одежды, который сам является выходцем из моды, но теперь выполняет функцию удобной "визитки" и зачастую уже не связан с подражанием "элите". Элита в кавычках, так как в это понятие кого только уже не включают - и это далеко не лучшие представители человечества.

Автор художества неизвестен, но спасибо ему за сей шедевр
Автор художества неизвестен, но спасибо ему за сей шедевр