Найти в Дзене

Таттвы Кашимирского шиваизма (1-16) - описание, комментарии

(из переписки)

...посмотрела, что там с таттвами.

1-2 Шива-Шакти. Ну, первая-вторая это Турия=ниббана, где Шива-таттва недвойственен Шакти-таттве (при этом, это уже проявлено, но, однако, нет еще субъектно-объектного разделения). Абсолютная недвойственность, «двойственная» лишь за счет проявления (потому они по горизонтали расположены или как бы вместе стоят, на всех схемах). Отсутствует переживание Себя, здесь еще нет Я!*

Следующие три — треугольником:

3 — Садашива. Непроявленный субъект, первое Я, ниргуна-Брахман и «Вечный» Свидетель Шанкары.

4 — Ишвара. Чистое осознавание. Здесь сидят адвайтические «менянеты» (подлинные, не ментальные, здесь Я как бы прячется). Настройку на этот аспект дают в Дзогчен, как опору для практики (пустота-ясность).

5 — Шуддхавидья или Садвидья. сознание, недвойственное содержанию, ниргуна, недвойственный сагуне, Атман Раманы — максимально устойчиво переживается при остановке мышления «Я есть все и все во мне». Здесь уже переживается присутствие.

(В этом треугольнике «живет» первое бессознательное Я, еще не «оснащенное» привязанностями отдельной души — или, скорее, отстраненное от них).

6 — Майя. Здесь возникают различия и привязанности. Она приходит вместе с Ахам-вритти, которая живенько за счет дальнейших оболочек-канчук (7-11) превращается в Ахам-кару, на разных уровнях (начиная с бессознательных). (Расположены звездочкой).**

12 — Пуруша — это бессознательное Я, уже покрытое всеми канчуками (можно сказать — отдельная душа).

13 — Пракрити — состояние сбалансированных энергий.***

14 — Буддхи. Различающее сознание.

15 — Аханкара — а вот это — автор-делатель, ментальное эго.

16 — Манас, размышляющий ум.

(Далее на схеме все тривиально)

Примечания:

* 1-2 Шива-Шакти:
Юмор в том, что уже в самых древних источниках Кашимирского шиваизма сюда ошибочно «поместили» «истинное Я»:

«Шива-сутры» (Васугупта)
www.advayta.org/binaries/file/news/f_542.pdf
trikayoga.ru/texts/shiva-sutra/

Там же есть непосредственно про Турию:

Из раздела I:

«7. В различных состояниях сознания: бодрствовании, сне со сновидениями и сне без сновидений пребывает блаженство четвертого состояния.”

Оттуда же, иной перевод, с транслитерацией:

«Jāgratsvapnasuṣuptabhede turyābhogasambhavaḥ ॥7॥
"[Даже] во время разных [состояний сознания, таких как] (bhede) бодрствование (jāgrat), сон (svapna) и глубокий сон (suṣupta), присутствуют (sambhavaḥ) восторг и наслаждение (ābhoga) Четвёртым Состоянием (turya)" »

Из раздела III:
«20. Четвертое состояние сознания должно течь как непрерывный поток масла в трех состояниях (бодрствования, сна и глубокого сна).
21. Необходимо погрузиться в него, осознавая внутреннее «я» без мысленных конструкций.»

Абхинавагупта. «Парамартхасара» («Суть высшей истины») — то же самое, и есть про остановку ума, как у Раманы

В противовес этому, в Мандукья-Упанишаде (первоисточник термина «Турия», буквально — «Четвертое состояние») четко указано, что она за пределами обычной практики!!! (" Оно невидимо, лежит вне обычной практики, недостижимо, невыводимо, немыслимо, неописуемо"). А когда опыта 1-2 нет — то ее и пытаются «поженить» с тем, что открыто (с 3-5), противореча Мандукье.

Причем, если поместить первое «Истинное Я» в 3 таттву — то все становится на свои места, никаких «туманных» определений, каждому персонажу соответствует свой конкретный опыт. Т.е. исходная схема таттв, видимо, составленная еще ранее — оказывается невероятно логичной, где каждый опыт — на своем месте.

Напомню также, что Буддой Шакьямуни тоже говорилось о непостоянстве Я (которое как раз в Турии становится совершенно очевидным, ниббана Будды и Турия – это один и тот же опыт).

** Потому и приходится, «убивать» ум в практике — чтобы сидя в недвойственном содержанию Атмане (5), не упасть в Пурушу (12), в котором уже не факт, что все хорошо (у тех, кто стремился до Атмана добраться и там удержаться — уж наверняка, это же основная цель — избавление от страдания), плюс, легко провалиться ниже.

*** Можно сказать, что пребывание в доминанте и гармонии 12-13 («с применением» всех нижестоящих таттв, включая 15-16 но без гнета 15-16) — это пробуждение (напомню, просветлением я называю хотя бы однократный опыт Турии=ниббаны, 1-2.)

---
Схема на рисунке взята отсюда:
upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/9/97/Tattvas36.gif/300px-Tattvas36.gif
Описания таттв доступны здесь (в настоящей статье есть коррекции относительно этих описаний):
trikayoga.ru/schemes/tattvas/
---

Елизавета Некрасова, к.б.н., психолог-психотерапевт, клинический психолог.
Мастер недвойственности.
07.10.2024



---------------

РАСПИСАНИЕ БЛИЖАЙШИХ ВСТРЕЧ

ОНЛАЙН-ВСТРЕЧИ (без оплаты):
15 октября 2024 (вт) 20:00 Мск.
29 октября 2024 (вт) 20:00 Мск.
На канале ТГ: https://t.me/postizhenie

ЖИВАЯ ВСТРЕЧА (без оплаты, кроме проживания на фестивале):
На Фестивале Практик Дом Два Берега, 26 или 27 окт. 2024 (вероятно 26, дата и время моей встречи будут объявлены позднее).
Можайский р-н, М.О.
Мой отзыв на странице фестиваля:
https://vk.com/wall-119710379_8255
Замечательное место, чтобы отдохнуть и набраться сил!!!