Выставка отметила завершение лаборатории «РЕ-Музей», собравшей на площадках Музея Норильска экспертов из разных городов страны
«Закрытие открытием» произошло в Норильске: завершение организованного Музеем Норильска трехдневного научно-практического семинара для музейных специалистов со всей страны «Лаборатория музейного проектирования “РЕ-Музей”», о котором писал GoArctic, было отмечено открытием выставки резидента полярной арт-резиденции PolArt Елены Скрипкиной «Приближение Снежной королевы», вписавшейся в пространство будущего Арктического музея современного искусства (Arctic Museum of Modern Art, АММА), оно же — недореконструированное здание бывшего Дома торговли. Как рассказывает пресс-служба Музея Норильска, автор выставки на вернисаже приветствовала гостей словами: «Проходите и смотрите, пока не растаял лёд», — потому что часть экспонатов были заморожены.
Экспозиция выставки «Приближение Снежной королевы» Елены Скрипкиной. Авторы фотографий — Екатерина Вышинская и Александр Горбарчук
Выставочное пространство было залито синим светом, разбавленным жаркими огоньками свечей, что на контрасте создавало атмосферу одновременно холодной северной мистичности (с предметами в глыбах льда) и зимнего праздника с мерцающим теплом огня.
«”Приближение снежной королевы” — пролог выставки Елены Скрипкиной, которая пройдет в дни новогодних каникул в Москве, и часть готовящейся к выходу в издательстве VAC “Звуковой книги художника”. Это медиа-арт, где память о месте и времени в разных уголках России озвучена с помощью специально написанной музыки и сопровождается документальной историей в виде фотографий, вырезок, рисунков. Норильск с его ледяным ландшафтом станет отдельной главой этой книги. В Полярной арт-резиденции были созданы тексты, изображения и музыка, которая соединяет три медиума в одно заветное переживание мгновения памяти», — сказано в сообщении Музея Норильска.
Экспозиция выставки «Приближение Снежной королевы» Елены Скрипкиной. Авторы фотографий — Екатерина Вышинская и Александр Горбарчук
Художница написала музыку, звукоряд которой инициирован арктическими впечатлениями — Норильском, Дудинкой, льдами, «рождающими свои мыслеформы».
Проект, представленный в Норильске, Елена Скрипкина относит к сайт-специфичному искусству: все, что увидели зрители, она нашла там, где выставляет — это важно. И, по ее словам, ничто в экспозиции не случайно — каждая деталь имеет смысл. Экспонаты выставки обнаружены в том же здании бывшего Дома торговли, которое теперь само служит символом урбанистического ренессанса: оно утратило первоначальные функции и стало пространством для чего-то нового, абсолютно ему не свойственного.
Экспозиция выставки «Приближение Снежной королевы» Елены Скрипкиной. Авторы фотографий — Екатерина Вышинская и Александр Горбарчук
Прямая речь автора выставки «Приближение Снежной королевы» Елены Скрипкиной
«Вы видите рентгеновские снимки енисейского льда и фрагменты моей книги, которая выйдет буквально через месяц, — линии повторяют контуры льдов Енисея. Синие горные хребты плато Путорана, которые я пытаюсь отпечатать на стекле через лед, проясняются и буквально тают, и все быстро сменяется. Это про непрерывное становление здесь. Здесь нет привычных мне причинно-следственных связей и законов, а есть вот эта быстротечность и одновременно растянутая во времени темпоральность.
Экспозиция выставки «Приближение Снежной королевы» Елены Скрипкиной. Авторы фотографий — Екатерина Вышинская и Александр Горбарчук
Шкафчики из стекла напоминают что-то пограничное. Внутри такого стеклянного шкафчика лежит 3D-макет Атлантиды — затерянного идеального государства, которое когда-то было и ушло под ледяную воду. Зеркало кажется важным как проекция отражения. Сейчас мир открыт и подчинен очевидностям, именно здесь есть закрытый мир, который неподвластен восприятию. "Синяя роза" — название документального фильма, который я снимала на территории Русского Севера, посвящен теме ГУЛАГа и ландшафтам, которые сохраняют память об этом».
Экспозиция выставки «Приближение Снежной королевы» Елены Скрипкиной. Авторы фотографий — Екатерина Вышинская и Александр Горбарчук
Эпиграфом к своему многослойному и многосмысловому проекту художница выбрала цитату из романа «Аустерлиц» Винфрида Георга Зебальда — тоже описывающего «поиск утраченного времени»: «Как мало мы в состоянии удержать в нашей памяти, как много всего постоянно предается забвению, с каждой угасшей жизнью, как мир самоопустошается оттого, что бесчисленное множество историй, связанных с разными местами и предметами, никогда никем не будут услышаны, записаны, рассказаны».