Однажды я получила для себя очень ценный подарок – книгу Жерара Депардье “Моя кухня”.
Вряд ли в наше время найдется человек, который не знаком с именем этого человека. Я давно знала, что он превосходный актер, винодел и просто любитель жизни. Теперь же открыла для себя мир французской кухни его глазами.
Это книга простых рецептов для тех, кто любит вкусно поесть и считает вкусную еду одним из чудеснейших удовольствий. Открыв ее, придя домой, начала читать и не смогла оторваться. Он с такой любовью рассказывает о каждом кусочке мяса, об овощах, о блюдах, об их приготовлении – просто невозможно устоять и не пойти готовить в ту же минуту. Читаешь каждый рецепт, как захватывающий роман с комментариями автора. К тому же, почти на каждой странице красочная, яркая фотография, где Депардье смело берется за нож, поварешку, не потрошенную курицу и рыбу.
Депардье знает толк в том, чтобы хорошо покушать. Это, конечно, не его собственные рецепты, а те, которые он сам любит, готовит и которые предлагают гостям в его ресторане.
В предисловии к книге знаменитый гурман рассказывает, как он с детства увлекался кулинарией, обнюхивал и пробовал каждое блюдо в харчевнях любой точки мира, где ему случалось бывать, и очень любил сам принимать участие в приготовлении, учась ремеслу простого повара: как резал луковицы и плакал от счастья.
Практически все рецепты просты, но к покупке ингредиентами для отдельных блюд нужно готовиться и физически и морально. Во Франции это могла бы быть книга для приготовления еды на каждый день, но в России (часть рецептов) – это скорее рецепты для особого настроения и не всегда оно совпадает с наличием необходимых продуктов в магазине. На многие блюда простому российскому обывателю остается только облизываться. Нам, к сожалению, не так доступны охлажденные лобстеры и мидии, как знаменитому актеру. А что стоит одна только его фраза к рецепту “Фрикасе из брестского цыпленка с раками”: “Если нет раков, используйте лангустов…” Чудесный выход из положения, не правда ли? Прямо в стиле «Если у них нет хлеба, пусть едят пирожные!» Или вот “Ландский цыпленок под дьявольским соусом” – этих цыплят выращивают на воле, а не на птицефабриках, кормят кукурузой, от чего мясо приобретает желтый цвет. Первая курица во Франции, получившая “Красный ярлык” (1965 г). Вот так. Наша курица, взирающая на нас с немым укором, лежа на прилавке близлежащего магазина, вряд ли станет достойной заменой. Хотя...
Но хочу отметить, что на данный момент мною по этой книге приготовлена большая часть рецептов – и ни один из них не подвел и не было такого, чтобы он не получился. Я открыла для себя удивительный мир трав, изысканное сочетание простых продуктов и просто невероятно вкусные десерты. Особенно очаровывало во время чтения рецепта, приготовления, фотографии актера, который, казалось, сейчас находится рядом и делает те же самые движения – будь то нарезка овощей, или замес теста, рука об руку с тобой. Теплая атмосфера книги до сих пор меня согревает, когда я ее открываю.
Но, стоит, пожалуй, сказать несколько слов о нем, как о виноделе – так как вино под маркой “Депардье”, не по наслышке, я могу оценить как очень высокого качества.
Почувствовав тягу к земле, Депардье купил в долине реки Луары замок XII века и обширное поместье в 27 гектаров, которое сплошь засадил виноградниками. Сегодня его вина известны во всем мире.
«Вкус вина, – утверждает Депардье, – легко обнаруживает фантазию и артистическую натуру виноградаря. Сразу можно отличить, кто творит божественный напиток, а кто гонит коммерческий продукт».
Известный винодел Жан Жарри научил актера разбираться в сортах винограда и сейчас мастерство Депардье как винодела признают опытные эксперты. Он сам выращивает лозу на земельном участке размером в 500 гектаров в Шато де Тинье.
Вино под названием “Шато де Тинье” и “Сирано де Бержерак” вобрало в себя лучшие традиции прошлого, богатейший опыт многих тысячелетий, обрело популярность и узнаваемость.
Вино – это не только напиток, но и удовольствие, сравнимое со слушанием музыки и созерцанием произведений искусства. Белые вина из замка «Шато де Тинье» созданы для утоления жажды, красные для наслаждения, а розовые – для любви. Вина Депардье – это французская пикантность, утонченность, изысканность, это воплощение Франции, которая всегда притягивает и восхищает.
И я потеряла совершенно покой и сон, когда добралась вот до этого рецепта:
Анжуйское вино... сколько я не искала - такого вина на тот момент (а я описываю события 2010-2011 года) в России было не найти. А люди, которые его пробовали - говорили в унисон: "Это самое лучшее вино на свете, легкое, ароматное, нежное!"
И вот моя первая поездка в Париж и идея "фикс", во что бы то ни стало найти это вино. Первым делом я начала бегать по всем алко магазинам и на ломаном французском с переводчиком в руках везде искать "Вино Анжуйской Жерара Депардье", но продавцы, почему-то, надо мной откровенно начинали смеяться: "Что фанатка, что ли? Ну, прямо вина Депардье нету, но есть вино его друга и ни чем не хуже!". Купила я вино этого друга, будь он не ладен, на вкус - как прокисшее уксусное непонятно что.
Как потом выяснилось, его вина очень лимитированы и нет в открытой свободной продаже, приобрести их можно только в его ресторане...
И, раз уж мы заговорили о его прекрасных винах, стоит, пожалуй, упомянуть и о его ресторане “La fontaine Gaillon”, который мне довелось посетить дважды.
Адрес: 1 Rue de La Michodiere 75002 Paris, France
Все началось с моей поездки в Париж… нет, постойте, куда раньше! Все началось именно с книги Жерара Депардье «Моя кухня».
Не смотря на некоторые затруднения с поиском ингредиентов – 8 рецептов было приготовлено. И от каждого я осталась в восторге! Но эта "Клубника с анжуйским вином" все не давала мне покоя.
И вот она - поездка в Париж. И одним из самых важных запланированных мероприятий было посещение ресторана Жерара Депардье!
Лето, тепло, уютно, мы с мужем прошли пешком почти 8 км! Когда есть возможность ходить и смотреть – надо ходить и смотреть. А там, каждый дом – это поэма, с уникальными решетками, названиями, булочными и кафе. Город музей, город праздник.
Время пролетело незаметно, все пункты обязательного списка выполнены, кроме одного. Самого главного. Уставшие, все в пыли, лохматые от легкого ветра и долгого пути, в потрепанных джинсах, а у мужа даже с «модными» дырками, мы подошли к ресторану.
– Нас не пустят...
– Ну, давай попробуем, так есть хочется.
И мы попробовали. На английском объяснили, что голодны и можно ли тут получить вкусный ужин. Нас окинули ровным взглядом и сказали: «Только не на улице, в помещении вас устроит?» Само собой!
Нас усадили за столики и принесли меню. На французском. Мы вежливо поинтересовались, а есть на английском? Ведь, подразумевается – Жерар Депардье известная личность, и, само-собой, туристы будут валить валом! Но нет, нам пообещали англоязычного официанта.
Приходит дедушка с армейской выправкой. Мы: "Что тут есть что?" На тот момент, я ни слова не знала по-французски.
Дедушка открыл меню передо мной и, указывая пальцем, говорил: «This is nice, this is nice». Очень исчерпывающе. Взяла то, что «найс». И попросили бутылочку вина, именно виноделен Жерара Депардье.
Видите за моей спиной шкафчики-холодильники? Это все оно – драгоценное вино!
А затем я впервые попробовала «Пармскую ветчину с дыней». Это было первое «найс». Я всегда избегала сочетаний – соленое со сладким. И, уже подумала было, что придется все отдать на милость мужу, как попробовала кусочек. Это восхитительно! Тончайшие лепестки мяса, через которые, вот честное слово, можно смотреть и все это с сочными кусочками самой ароматной на свете дыни.
Затем второе. У меня говядина с лисичками под сливочным соусом.
У мужа – телятина на косточке с овощами.
Десерт уже не помню, был или нет. Но эти два блюда – оставили неизгладимое впечатление, как о показателе самого высокого уровня качества и вкуса еды. Идеальная прожарка, нежнейшие и не слишком жирные соусы. А вино, о, что у него за вина! Две бутылочки – красного и белого, мы увезли с собой на родину. И да... десерт с клубникой я так и не приготовила, потому что уж очень вкусным оказалось вино.
Вторая поездка в Париж. На этот раз на месяц. Времени много, можно все подробно и внимательно изучить, рассмотреть, познакомиться, распробовать. Я бегала по кондитерским, дегустируя их новинки и классические десерты и… снова бежала за новыми вкусами. Ходила на кулинарные курсы в знаменитые школы Парижа… Но меня не покидало желание, я хотела еще раз вернуться в ресторан Жерара Депардье.
На этот раз сама позвонила и по-книжечке для туристов, почти чисто прочитала предложение и заказала столик. Я ничего не поняла из того, что мне сказали в ответ, но по логике, диалог должен был быть таким:
– Могу я заказать столик на 19 часов вечера? (ужин у них начинается в 19)
– Тра-ля-ля, мур-мур, ля-ля. – Ответили мне. Должно быть спрашивали на сколько персон.
– Ду персон. – Две первосы.
– Тра-ля-ля, мур-мур, ля-ля. – Как они рады, должно быть.
– Мерси боку, оревуар.
Вот так, почти в торжественной тишине и с бешено бьющимся сердцем, состоялся мой первый заказ столика во французском ресторане. Мужа просить было бесполезно, он бы даже прочитать не смог. А мне очень хотелось именно на этом языке сделать заказ.
Подошли к ресторану в 18.40. Рано. Я вся нарядная, муж красавец, погода отличная. Решили сделать кружок и потянуть немного времени. Размеренным шагом, любуясь красотами, мы обошли пару домов и снова подошли ко входу… как тут. Вы не поверите! Мы с Димкой остановились в проходе во дворик, практически заслоняя дорогу и встали, как вкопанные раскрыв рты. Из ресторана вместе с администратором выходил САМ Жерар Депардье!!! Большой, очень большой (во все стороны), небрежно одетый, лохматый… и нос, какой у него нос. А подбородок!
Мы стояли и не шевелились. В мозгу проносилась мысль: «Фотоаппарат в сумочке, на самом дне, размером он с почти телекамеру, незаметно достать не получится, телефон вообще под фотоаппаратом»… И вот они идут к нам все ближе и ближе. Боже, сколько раз я в голове прокручивала этот момент. Я, действительно, в глубине души, фантазировала на тему, как встречусь с ним в ресторане. Как скажу ему: «Бонжур, мьсе Жерар! Же сви Нина, ж’абит Руси!» Ведь он любит русских, я слышала, и Россию любит! И он так мне по-доброму, по-отечески улыбнется и оставит хотя бы автограф. И сейчас, в эту самую минуту, он проходит мимо меня, понимаете? У меня глаза по пять копеек, про мужа вообще забыла (он в данную минуту крепко держит за руку, чтобы я не запрыгнула на Депардье), в сознании бьется: «Бонжур, мьсе Жерар, Бонжур, мьсе Жерар». С каждым шагом он все ближе, и вот уже поравнялся, поднял удивленный взгляд и снова к администратору. А у последнего, такой… какой-то извиняющийся взгляд, что ли. Депардье уже прошел мимо нас, еле протиснувшись между мной и ограждением, потому что я просто вросла в землю... Дальше была забавная картина – он выходит на пешеходную тропинку и мимо проходит девушка (француженка, моя ровесница) с мамой. На лице, как говорят сейчас «покер-фейс», т.е. никаких эмоций, как будто прошла мимо дерева. Но как только Депардье оказался у нее за спиной – она по немому раскрыла рот и выпучила глаза, стала дергать маму и беззвучно кричать. Потом выпрямилась и пошла дальше. Как мне сказали, во Франции очень часто можно встретить знаменитостей, но у них никогда никто не подойдет с просьбой сфотографироваться или взять автограф. Там уважают личное пространство и право на отдых.
А Депардье, тем временем, надел шлем, сел на скутер, который тут же показался нам игрушечным, и был таков.
Администратор лично проводил нас за столик и сказал: «Вы счастливчики. Мьсе Жерар очень редко заходит в свой ресторан и обычно это происходит в утренние часы, пока еще никого нет. Вам посчастливилось его застать».
Но, давайте вдохнем и выдохнем и вернемся к ресторану.
Первый этаж, довольно-таки просторное помещение с большим количеством столиком. Что примечательно – во Франции, в каждом кафе и ресторане очень ценится место. Если у нас, садясь за столик, до соседнего, в лучшем случае, еле дотянешься, тот тут – он стоит на таком расстоянии, что еле-еле можно пройти между столиками. Или, вообще вплотную, разделяемые лишь маленькой вазочкой с цветами или салфетками. В прошлый раз мы сидели с парой деловых партнеров рядом, волей не волей, пожелала им приятного аппетита, все-таки как за одним столом сидишь. Кстати, тетенька заказала того самого брестского цыпленка, откормленного кукурузой. Меня, по началу, это немного напрягало и было не уютно. Но за месяц привыкла.
В этот раз мы сидели на диванчиках в уголке и обзору был доступен весь ресторан. Мы пришли первыми.
Обязательное вино – это уже традиция.
Обязательная закуска, та самая первая, с дыней.
На этот раз я в меню прекрасно ориентировалась и даже переводила мужу, что есть что. Он выбрал фуа-гра.
– Мне кажется, что ты не будешь это есть.
– Ты что! Это же фуа-гра! Она такая знаменитая, я столько слышал!
– Дим, ты не будешь это есть, уверяю. Я же дома делала, ты сказал, что очень жирно.
– Нет, одно дело ты… т.е. наша фуа-гра, она не настоящая. А сейчас, мы же во Франции!
– Нуууууу, если что, я предупредила.
С первого кусочка по его лицу я поняла – не пошло. Он ее и намазывал на хлеб, и глотал не жуя… ну не выкидывать же, денег стоит и не малых. На лице отражались все муки борьбы организма. А я предупреждала! И довольно отрезала кусочек пармской ветчины, блаженно закатывая глаза при пережевывании.
К этому времени к нам подсели соседи. Димка справился-таки со свой задачей, но выглядел зелено. И тут его сосед, чтобы вы думали, заказывает фуагра! Надо было видеть лицо мужа, я еле сдерживалась, чтобы не рассмеяться.
– Смотри, а ему нравится!
Затем принесли основное блюдо. На этот раз мы пошли по рыбе.
Я даже не скажу, кто именно это был. Кто-то зубастый и очень вкусный. Подавался с густым овощным соусом. У мужа была рыба-филе, на овощной подушке и с воздушным, почти муссовым пюре.
Затем десерты. Муж неравнодушен к мильфеям.
Свежий, хрустящий, очень ванильный – видите, сколько зернышек? Не пожалели стручков для крема.
А я обожаю «фондан» – шоколадный кекс с жидкой начинкой. К нему подается шарик домашнего мороженого, так же с большим количеством настоящей ванили.
Идеально пропечённый так, что верхняя оболочка остается плотным, мягким бисквитом и хранит в себе большое количество жидкой, теплой начинки. Аромат шоколада витал по всему залу!
А в конце нам дали «комплимент» от заведения…
Скажу честно, лучше бы они этого не делали. Макарон – слишком масляная начинка, кроме масла ничего не чувствуется. А чипсы – из кунжута, которые я очень не люблю. В общем, смазали все настроение.
По традиции, две бутылочки мы везем домой.
Счет, с учетом коллекционного вина «с собой» (2 бутылки, около 100 евро каждая), вышел около 300 евро (цены на момент 2011 года!).
Если у меня будет еще возможность оказаться в Париже, я обязательно загляну во второй его ресторан – L’Ecaille de la Fonaine (15, rue Gaillon, Париж, Франция). Если первый “La fontaine Gaillon”, предлагает, в основном, мясные блюда. То второй – разнообразные блюда из морепродуктов и устриц. Интерьер ресторана, говорят, украшен многочисленными фотографиями владельца. Что интересно – ресторан работает по крайне странному графику: он закрыт не только по субботам и воскресеньям, но также и весь август. Будем подбирать удобное время, чтобы полакомиться устрицами.
Рецепты представленные на моем сайте из его книги:
– Крем-карамель (Cream caramel)
– Фаршированные овощи по-провансальски
– Бланкет из телятины по-старинному
– Телячья грудинка с кармелизованной морковью
И самый главный совет от Депардье: “Съешьте немедленно все, что приготовили”!