По данным ВОЗ, в индустриальных странах от 10 до 40% детей страдают избыточной массой тела, 15% – ожирением. За 40 лет число школьников с ожирением в мире выросло более чем в 10 раз – с 11 млн до 124 млн. Кроме того, 216 млн школьников имеют избыточную массу тела. Настороженность у специалистов вызывает и смещение пика манифестации детского ожирения на более ранние возрастные периоды. Если такая тенденция продолжится, к 2025 году число дошкольников, которые будут иметь ожирение, увеличится до 70 млн человек.
Провоцирующие факторы
– Детское ожирение в некоторых случаях закладывается еще внутриутробно, – рассказывет врач Анжелика Солнцева. – Есть такое понятие непрерывного цикла ожирения. Причем внутриутробные факторы программирования ожирения действуют уже на самых ранних этапах развития ребенка (во время беременности, после рождения и в раннем возрасте).
Что может стать триггерами раннего детского ожирения? Прежде всего избыточная масса тела самих родителей, значительное увеличение массы тела женщины во время беременности, нарушение углеводного обмена во время беременности (гестационный сахарный диабет).
Кроме того, оказывают влияние:
• курение мамы во время беременности;
• кесарево сечение;
• рождение как крупновесных (более 4 кг детей), так и маловесных детей с задержкой внутриутробного развития;
• раннее искусственное вскармливание;
• быстрое увеличение массы ребенка в первые два года жизни;
• кормление ребенка с обязательным просмотром телевизора либо мобильного телефона;
• нездоровые семейные пищевые привычки.
С генетическими факторами связано примерно до 40% всех различий в массе тела. Детское ожирение является не моногенным, а полигенным заболеванием, то есть на него действует целый ряд генов. Из сотен генов-кандидатов было выявлено около 100 хромосомных участков, которые отвечают за развитие ожирения. Определенное сочетание аллелей этих генов может объяснить большую или меньшую степень предрасположенности к развитию ожирения. Но еще раз хочу подчеркнуть. Да, есть генетическая предрасположенность к развитию ожирения. Но она реализуется только при воздействии внешних факторов. Именно они являются основными в развитии детского ожирения.
У детей примерно в 90% всех случаев ожирения – алиментарное ожирение. Оно обусловлено гиподинамией и перееданием. Причем иногда именно низкая двигательная активность играет ключевую роль.
Последствия детского ожирения
Детское ожирение является одним из значимых факторов риска развития сахарного диабета 2-го типа (инсулиннезависимый сахарный диабет). Как правило, он возникает в более старшем возрасте, в среднем после 50–60 лет. Вместе с тем на сегодня случаи сахарного диабета 2-го типа диагностируются уже у подростков.
Детское ожирение является также фактором риска развития патологий кардиоваскулярной системы, различных видов нарушений жирового обмена, дислипидемии (высокий уровень холестерина). Может быть триггером развития некоторых видов онкологических заболеваний, болезней желудочно-кишечного тракта, ортопедической патологии.
Не только физическое, но и психологическое здоровье
Ожирение, безусловно, оказывает влияние и на психологический статус ребенка. Нередко дети с ожирением имеют психологические и эмоциональные проблемы, которые являются следствием так называемой социальной изоляции. Речь прежде всего идет о детях школьного возраста.
Они играют менее значимую роль в социуме, являются более изолированными, у них меньше круг дружеских связей по сравнению со своими сверстниками с нормальной массой тела. Такие дети обычно воспринимаются в школе как более ленивые, неуспевающие, и с ними меньше дружат. Все это ведет, естественно, к более низкой самооценке, развитию различных эмоциональных проблем и достаточно высокому проценту депрессивных состояний.
Еда как способ избавиться от стресса
Если говорить о так называемых экстремальных видах ожирения, так называемом морбидном ожирении, то в его основе лежит механизм неконтролируемого или импульсивного переедания.
Когда мы едим вкусное, естественно, повышается наш эмоциональный фон, значительно улучшается настроение. Ребенку это помогает преодолеть стресс. Вкусовая стимуляция закрепляется, и вырабатывается рефлекс: потребляя, получаем удовольствие и тем самым снимаем стресс. Это входит в привычку, и ребенок уже неосознанно начинает есть значительно большие объемы пищи.
В свою очередь, врач Маргарита Девялтовская отметила, что нередко та еда, которая доставляет удовольствие ребенку, не самая полезная.
Общеизвестным является тот факт, что еда доставляет удовольствие. Ребенок может заедать свои проблемы и снимать какие-то стрессовые ситуации, употребляя в больших количествах еду, которую он любит. К сожалению, часто это достаточно высококалорийная и не самая полезная еда (чипсы, сладкое, мучное и т. д.), которая способствует накоплению массы тела.
В каждом возрасте, рассказала Маргарита Девялтовская, ребенок реагирует на стресс по-своему, и способ «заесть стресс» используется у детей с самого раннего возраста. По мере того как ребенок взрослеет, присоединяются особенности подросткового возраста, начинается половое созревание, психосексуальная ориентация, дети начинают себя оценивать уже с позиции того, как они выглядят, свой вес и внешность. И нередко подростки не могут оценить себя объективно.
Чем ниже самооценка и стрессоустойчивость у ребенка, чем выше у него уровень тревожности, депрессии, тем больше вес ребенка. Поэтому если у ребенка будет мотивация к здоровому образу жизни, с самого раннего возраста привиты привычки правильного питания, которые закладываются в семье, достаточная двигательная активность, которая также снимает стресс, то факторы, приводящие к избыточной массе тела и ожирению, будут минимизироваться.
Школьное питание
Почему важно питаться в школе? Правда ли, что ежедневный рацион детей должен содержать достаточно овощей и фруктов? Является ли длительное сидение за компьютером фактором риска развития ожирения и сколько следует двигаться детям в течение дня? На эти и другие вопросы ответила врач Елена Гузик.
Даже при условии школьной организации горячего питания, если дома ребенок не завтракает, а мама не задумывается над тем, что он будет есть на обед и ужин в домашних условиях, никакие проблемы с ожирением решить не получится.
Исследования показывают, что около 20% детей вообще не завтракают. В младших классах – 12–15%, в старших классах дома не завтракают до 25% школьников. Однако часто родители задаются вопросом: есть ребенку в школе или нет? Может, достаточно будет перекуса в кафе или взятого с собой?
Что получается? Ребенок не завтракает. Если в школе он ест только бутерброд или перекус (примерно 15% суточного рациона), значит, весь объем энергетической ценности суточного рациона приходится на домашний ужин или на полдник, и это уже является фактором риска развития избыточной массы тела и ожирения.
Поэтому родители должны объяснять ребенку, что если он хочет, чтобы у него была нормальная работоспособность в течение всего дня, то от еды в школе отказываться не стоит.
Овощи и фрукты обязательны
Согласно рекомендациям ВОЗ, ежедневно необходимо съедать около 400 граммов овощей и фруктов. Исследования, которые проводятся в Европе, говорят о том, что фрукты ежедневно едят от 40 до 45% детей. Аналогичная ситуация и в нашей стране.
Простые сахара к минимуму
Количество простых сахаров, которые дети и взрослые могут съедать, должно составлять около 10% от энергетической ценности суточного рациона (рекомендации ВОЗ). А согласно нашим исследованиям, простых сахаров потребляется в 2–2,5 раза больше.
Еще одной серьезной проблемой, связанной с питанием, является потребление сладких напитков. Например, в Европе эта цифра составляет 17%. В нашей стране этот показатель ниже, примерно 8,5% детей ежедневно пьют сладкие напитки.
Двигательная активность не менее часа
Эксперты ВОЗ говорят, что ребенок должен двигаться каждый день не менее 1 часа. И только школьных уроков физкультуры, такой двигательной активности для обеспечения нормальной нагрузки на сердечно-сосудистую систему, для формирования мышечного корсета будет недостаточно.
Обязательны дополнительные формы двигательной активности, спортивные секции, танцевальные кружки, прогулки на свежем воздухе. Наши исследования показывают, что около 33% детей занимаются только лишь в секциях 1–3 раза в неделю и примерно 13% – другими формами физической активности. То есть фактически двигательной активности, которая сегодня имеется, недостаточно.
К слову, использование компьютера, особенно, если ребенок сидит за ним длительное время, также является фактором риска. Необходимо находить способы отвлечь от него ребенка, чтобы дети были больше на улице, занимались какими-то активными играми.
По данным результатов нашего анкетирования получается, что дети ежедневно сидят за компьютером от 2 часов и более. Необходимо максимально находить способы отвлечь детей от компьютера, чтобы ребенок был на улице, чтобы он занимался какими-то активными играми, походами, другими интересными активными занятиями. Это все серьезные вопросы здоровья. И это не только связано с развитием ожирения, но и с воздействием синего света экрана компьютера на формирование зрительного анализатора, а также со значительным статическим напряжением, когда ребенок длительное время сидит в вынужденной рабочей позе.
Полноценный сон
По словам специалистов, длительность ночного сна должна быть 8,5–9 часов. Желательно, чтобы дети ложились спать не позже 22:00.
Примерно около трети детей спят 7 и менее часов в сутки. И не только в учебные дни, когда учебная нагрузка больше, но и, к сожалению, в выходные. А это также является одним из факторов, который провоцирует ожирение.
Ольга Стружинская, 24health.by
Постоянный адрес статьи на сайте «Друг для друга» ~ https://dddkursk.ru/number/1564/health/004146/.
Архив статей газеты ~ № 41 (1564) 8 октября ~ 2024 год.