Размышления о выставке «Бюро находок»: Даниил Антропов, Екатерина Адельская в коллаборации с Futuro Gallery
Текст: Галина Мумрикова
На одной из последних Cosmoscow я уже видела зеркала Даниила Антропова в керамическом обрамлении и потому, получив приглашение на вернисаж в ADH Gallery, решила туда заглянуть. И не пожалела. Пошла на бывший завод «Рассвет», что буквально в ста метрах от метро «Улица 1905 года», который за несколько лет превратился в замечательное культурное пространство с внутренними двориками, галереями, кафешками, дорожками и т д. Там же находится и Art Design Human Studio.
На одной из последних Cosmoscow я уже видела зеркала Даниила Антропова в керамическом обрамлении и потому, получив приглашение на вернисаж в ADH Gallery, решила туда заглянуть. И не пожалела. Пошла на бывший завод «Рассвет», что буквально в ста метрах от метро «Улица 1905 года», который за несколько лет превратился в замечательное культурное пространство с внутренними двориками, галереями, кафешками, дорожками и т д. Там же находится и Art Design Human Studio.
Для справки: ADH Gallery - молодая галерея современного искусства, основанная в 2019. ADH выстраивает культурные связи между людьми и странами. Галерея работает с начинающими и признанными художниками, реализуя международные проекты.
Потерянное и найденное? То, что мы вроде как не жалеем а, потерявши, плачем? Потом находим то, что реально валялось где-то, лежало у кого-то, забылось напрочь – и вдыхаем в старое новую жизнь. Звучит, конечно, красиво. Но несколько расплывчато. И еще один спорный вопрос, касающийся непосредственно керамики. Да, она окружает нас повсюду. Но вот в одном интервью, которое владелицы Art Design Human Studio давали какому-то изданию, я вычитала, например, такое: … «в Европе и за рубежом керамика всё больше воспринимается как вид искусства, а не ремесла. Нам бы хотелось, чтобы такое видение начало формироваться и в России».
Так в России художественная керамика существует давно со своим выразительным языком в сочетании с графикой, живописью, скульптурой. Наши керамисты прекрасно умеют мыслить и самовыражаться, так что к крафту, каковым, видимо, на Западе называют керамическое ремесло, художественная керамика никакого отношения не имеет.
Впрочем, не будем дискутировать. Ближе к делу.
Даниила Антропова я узнала, конечно. И еще раз уверовала в его самобытность, которую заприметила на Cosmoscow. В его фантазии. В его собственный мир забытых вещей. Именно они после мощного нагрева превращаются в не менее мощный «сдвиг по фазе». Когда смотришь и задаешь риторический вопрос: ЧТО ЭТО? Где ты это уже видел, зачем ты давным-давно это выбросил? Много вопросов. Но, вглядываясь повнимательнее, поспокойнее начинаешь находить, а потом даже выискивать тот самый утерянный прошлый мир с его бурями, океанами, красками, зверьками, ликами, который был когда-то другой, может, более красивый и более стройный, а потом, пройдя сквозь струйное и беспощадное Время, стал таким странным, таким застывшим в порыве самосохранения и распада одновременно.
Для справки: Даниил Антропов родился во Владивостоке, окончил факультет живописи Дальневосточной государственной академии искусств (ДВГАИ). В 2012 году отправился в Японию, где изучал керамические техники разных мастеров. В 2018-м учился и работал в «Свободных мастерских» при ММОМА. Живет и работает в Москве. В своих работах мастер объединяет традиционную керамику с современными промышленными текстурами, используя строительные сетки, стрежни и прутья, мягкие игрушки и поролон, найденные в индустриальных зонах мегаполиса или на улице.
Работы Даниила не напрягают – они всего лишь просят сделать остановку и просто задуматься. Можно высказаться и более патетично – возвыситься над реальностью. Без принуждения. Его смелая абстракция сродни абстракции на холсте. Но его абстрактные сентенции наводят на мысль, что все сделано только-только, на наших глазах, и невольно прорываешься сквозь фактурные лавины и лабиринты красок и образов…
Наверное, книга как арт-объект с утраченным текстом, выполненный Екатериной Адельской, ни на что прямо не намекает, никого не разоблачает, ни с чем не спорит. Этакое прямое попадание: утрачено – найдено. В том виде, в каком представлено. А что там было внутри, кто писал, создавал, печатал… Опять тот же вопрос – почему выбросили, вернее, даже сожгли, зачем? А мы теперь пытаемся не то чтобы восстановить – это уже невозможно – сожженный кусок книги наводит грусть, в душе истинного книгочея может даже возникнуть негодующий хаос. Конечно, такой арт-объект не для рублевских див, и, разглядывая его, стоящего в отдельном маленьком пространстве, порой казалось, что то, что когда-то было книгой и вернулось к нам в столь непотребном виде – это всего лишь мистификация, что вот-вот набежит толпа ну например криминалистов с их фантастической аппаратурой, и все восстановят, все прочитают, все будет хорошо. Не будет!
Для справки: Екатерина Адельская – Лондонская художница, работающая с абстрактными скульптурами и акварелью. Ее исследования фокусируются на темах материальности и процессах трансформации материалов. В 2012 году Екатерина окончила ВГИК, а в 2019-м получила диплом с отличием художественного факультета Университета Хартфордшира & БВШД, в 2023-м диплом с отличием Королевского Колледже Искусств в Лондоне. С 2015 года активно участвует в выставках, включая Лондонскую Арт Биеннале, Королевскую Академию Художеств в Лондоне (RA) и др. Три года назад участвовала в арт-резиденции "Древние материалы" от Королевского Астрономического Общества & Mayes Creative, где создавала свои собственные пигменты и акварельные краски.
Ну, а текстильные арт-объекты – это, признаюсь вам – театр! Занавес, кулисы, прикрытия, своеобразное разделение условностей – как хотите, так и думайте. Без фасада и обратной стороны. Впрочем, обратная сторона имела место быть, ибо слегка свисала со второго этажа вниз. И оттуда выглядела и вовсе фантастически: льющийся поток материи – живой, с окнами-глазами, со своими линиями, своей геометрией, своими законами бытия, куда нам ходу не дано. Но рядом постоять можно и вообразить себя где угодно – мир так необъятен. Его меняют, что-то пропадает, а потом возвращается с такой неистовой жаждой жизни, рвущей душу, что невольно встряхиваешься.
Впрочем, встряхнуться иногда полезно. Потом отвлечься. Потом задуматься. Потом вернуться. И так – по кругу… В Бюро находок. Чтобы найти.
Фото: Александр Бродский
Выставка открыта до 20 октября
Столярный переулок д.3, стр. 13,
+7.985.318.00.49 (звонки только через WHAT'S UP)
#выставки#искусство#керамические объекты#скульптуры#живопись#Art Design Human Studio#даниил Антропов#Екатерина Адельская