Карусельные автоматы заряжания характерная черта советской школы танкостроения и в наши дни, подобные конструкции принято ругать, забывая ряд преимуществ, которые сохранились по сей день. Несмотря на активное использование карусельных транспортёров в механизме и автомате заряжания, страны НАТО тоже работали над своими аналогами. Один из таковых могли установить в танк «Абрамс».
Автоматы заряжания для «Абрамса»
В Штатах прорабатывалось много вариантов автоматов заряжания, часть из которых воплотили в металле. Были и сдвоенные барабаны, и конвейерные варианты, причём их делали не только под перспективный калибр 140 мм, но и под принятый на вооружение 120 мм. Один из сохранившихся прототипов – M1 Abrams CATTB. Его разрабатывали в 80-е годы, а на испытания машина попала в 1993 году. Корпус танка не претерпел радикальных изменений. Один из прототипов оснащался дизельным двигателем, но самое важное было в башне. Изменилось буквально всё – её форма, размеры, броня, конструкция ниши, маска, люлька и орудие. Башня была в двух вариантах с разными орудиями в калибре 140 мм.
До проекта CATTB существовал другой вариант – более сложный и интересный – Block III. Это первый американский танк с необитаемой башней сделанный в металле. В 1983 машина вышла на испытания и уже тогда были заметны отличие в корпусе. Лобовая деталь изменила форму, вместо топливных баков разместили три рабочих места для танкистов, а на ходовых испытаниях использовали только массо-габаритный макет башни. К слову о башне – она не имела кормовой ниши от слова совсем, что не типично для западных основных боевых танков.
Почему карусельный автомат заряжания?
Начнём с того, что M1 Block III отличался боевой массой всего в 45 тонн вместо стандартных 55 у ранних серийных моделей. Снизить массу получилось благодаря башне. Её защита была больше противопульной, а кормовой ниши не было вовсе. Так сделали по нескольким причинам, начиная ранее упомянутым снижением массы и заканчивая уменьшением размеров самой башни. В условиях слабой защиты конструкции, её узлов и агрегатов решение правильное. Однако, танкисты не имели прямого доступа к орудию из-за чего требовался автомат заряжания.
Конструкцию подсмотрели у советского механизма заряжания, но внесли ряд существенных изменений. Американский аналог представлял собой двух рядную вертикальную карусель для унитарных снарядов, заряд которых смотрел вверх. Транспортёр крепился к погону башни и фактически выполнял роль корзины, а процесс перезарядки включал в себя поворот транспортёра до нужного положения, после чего, так называемый «трансферный механизм» доставал унитарный заряд и досылал его в орудие. После выстрела, происходила экстракция гильзы с дальнейшим выбросом из башни наружу через автоматический люк.
Сейчас, карусельный автомат заряжания в странах НАТО использовать не будут. Зачем, если есть массовые конвейерные аналоги, которые можно производить по лицензии, купленной у союзников по альянсу?
Итог
США работали над своим карусельным автоматом заряжания, который сильно отличался от советских аналогов. Во-первых, американский вариант был двух рядным и рассчитывался на унитарные выстрелы. Из-за разницы в транспортёре, пришлось менять переработать механизм подачи снарядов, а экстракция гильзы производилась выбросом последней за пределы танка.